Обонятельный нерв заканчивается в обонятельной луковице, нервной структуре в основании головного
мозга.
На др. конце каждой рецепторной клетки находятся волосовидные структуры, называемые
ресничками. Вероятно, чувствительность обонятельной системы у животных связана как с общим
числом рецепторных клеток, так и с числом ресничек каждого рецептора. По этому критерию люди
занимают низкую ступеньку на шкале чувствительности.
После обонятельных луковиц, обонятельные пути затрагивают ряд структур в области мозга,
называемой обонятельным мозгом, или ринэнцефалоном. К структурам, получающим обонятельные
входные сигналы, относятся миндалина, гиппокамп, грушевидная кора (находящаяся в основании
височных долей) и гипоталамус. Неокортикальная область, реагирующая на обонятельный входной
сигнал, и область в латеральной заднеорбитальной лобной коре (lateral posterо-orbital frontal cortex,
LPOF), были открыты Танабе и сотрудниками.
Обонятельные феномены. На воспринимаемую силу запаха существенно влияет адаптация.
Достаточно короткого периода экспозиции для того, чтобы запах стал неразличим.
Адаптация происходит как к действующим раздражителям, так и к сходными с ними
раздражителям (перекрестная адаптация). Степень перекрестной адаптации зависит от сходства между
адаптирующим запахом и другими стимульными запахами.
См. также Аккомодация, Вкусовая перцепция
Б. М. Торн
Обработка информации (information processing)
Исследователи, стоящие на позициях информ. подхода к изучению челов. поведения, разделяют
несколько ключевых допущений. Наиболее
важное предположение заключается в том, что поведение
определяется внутренним потоком информ. в границах действующего лица. Поскольку этот информ.
поток является внутренним и, следовательно, недоступным наблюдателю, используют специальные
методы и методологию, позволяющие сделать выводы об этом постулированном потоке. Но все эти
методы разделяют осн. цель исслед. О. и., к-рой яв-ся картирование внутренних информ. каналов.
Подход с т. зр. О. и. использует методы, во многом схожие с применяемыми инженерами,
проектирующими большие системы. Челов. существо рассматривают как сложную систему, и
психологи-экспериментаторы пытаются обнаружить, что же происходит внутри «черного ящика».
Попытка понять внутренний информ. поток первоначально осуществляется в процессе проверки
альтернативных представлений, основанных на различных комбинациях подсистем с различными
свойствами. Недостаточно создать модель, к-рая будет воспроизводить челов. поведение, хотя это,
конечно, необходимое требование для любой модели О. и. Т. о., теоретик в области О. и. должен
создать точную модель не только поведения, но и внутренних схем (паттернов) потока информ. до того,
как может быть найдено приемлемое объяснение челов. мышления и поведения.
Модели О. и. различаются числом и размещением подсистем. Приемлемыми выглядят многие из
возможных размещений, так что теоретик должен постараться продемонстрировать превосходство
своей модели по сравнению с др. конкурирующие моделями. Редко можно найти согласие в том, какая
модель лучше, и это приводит в замешательство того неспециалиста, к-рый хочет узнать об
информационно-процессуальных моделях лишь немного. Даже очень хорошие модели со временем
сменяются более новыми, или даже старыми теориями, возрожденными с появлением новых данных
или новых методов.
Типичная модель О. и. представляет когнитивную систему чел. как ряд блоков
(прямоугольников), соединенных стрелками разного типа. Блоки яв-ся символическими изображениями
подсистем, выполняющих различные функции и реализующих процессы, к-рые направляют информ. по
определенному маршруту из блоков в блоки. Каждый блок представляет собой обобщенный вид
преобразования информ., к-рое происходит в голове чел. По мере усовершенствования модели, уровень
детализации, представленный блоками, возрастает. Блок, отображающий относительно
детализированный уровень, часто называют ступенью О. и. или изолируемой подсистемой. Точное
определение ступени яв-ся математически сложным, однако мы будем недалеки от истины, если скажем
о простом преобразовании информ. В целом, выходной сигнал ступени не совпадает с ее входным
сигналом. Напр., одна из общепринятых моделей памяти предполагает, что напечатанные слова,
воспринимаемые глазами, перекодируются в формат, связанный со звучанием этих слов, если прочесть
их вслух. Эта трансформация имеет место даже в тех случаях, когда чел. не просят произносить данные
|