физически неполноценным, такое самовосприятие, вероятно, будет существенно влиять на др. стороны
его жизни.
При обсуждении взаимосвязи между О. т. и здоровой личностью Сидней Джурард высказал
мнение, что идеал здорового тела не расходится существенным образом с культурными
представлениями об идеальном теле, но корректируется каждым конкретным чел. с учетом его
уникальности и индивидуальности. В написанной им совместно с Лэндсменом работе «Здоровая
личность» показано, что люди изменяют свои представления об идеальном теле, делая поправку на
возраст, что позволяет им относиться к себе как к привлекательным личностям на каждой стадии своей
жизни. Такой адаптационный акт имеет чрезвычайно важное значение, так как в противном случае чел.
может добиваться нереалистичных и недостижимых целей. По мнению Сиднея Джурарда, правильное
представление о своем теле является необходимым для становления здоровой личности. К сожалению, у
мн. людей сформировались неверные представления о своем теле. Это может приводить к отчуждению
собственного тела и утрате способности понимать сообщения, посылаемые их телом им самим и др.
людям. О. т. картина и оценка собственного тела базовый компонент Я-образа. Одна из проблем,
связанных с некритическим принятием культурных норм, заключается в том, что лишь немногие люди
действительно им соответствуют. Для тех же, кто оказывается не в состоянии соответствовать этим
культурным идеалам, рез-том может стать обесценивание самих себя в той степени, в какой такая
оценка связана с телесным образом. Поэтому представляется чрезвычайно важным, чтобы каждый чел.
проявлял максимальную честность в оценках того, как он воспринимает свое тело и какие чувства к
нему испытывает. Такая субъективная оценка своего тела является не менее важной, чем его
объективные физ. показатели, и, к счастью, она поддается изменению.
См. также Конституциональные типы, Одежда, Экспрессивная мимика, Жесты
Дж. Кори
Образование консультанта (counselor education)
О. к. термин, используемый для описания теорет. и практ. подготовки, по завершении к-рой
участники академических программ имеют возможность получить одну из ученых степеней и пройти
профессиональную аттестацию по любой из широкого ряда специальностей, включающих применение
методик консультирования с выдачей соотв. сертификата. Типичный перечень областей специализации
в О. к. включает следующие специальности: консультанты в начальной и средней школе, консультанты
в колледжах, консультанты групп. работы, консультанты по вопросам семьи и брака, консультанты по
реабилитации, консультанты для особых групп и консультирующие психологи (психологи-
консультанты). Академические программы О. к. включают программы для непрофессионалов,
программы бакалавриата, аттестационные (сертификационные) программы, магистерские программы,
программы для специалистов (6 лет) и докторские программы, выбираемые в зависимости от желаемого
и/или необходимого уровня подготовки.
Программы для получения О. к., как правило, соответствуют стандартам, устанавливаемым
профессиональными орг-циями, членами к-рых становятся выпускники таких программ. Эти орг-ции тж
предоставляют им возможность публиковать рез-ты исслед. в своих различных изданиях. Две
профессиональные орг-ции, членами к-рых обычно становятся консультанты, это Американская
психол. ассоц. (АРА) и Американская ассоц. консультирования и развития (AACD).
Консультирующие психологи обычно связаны со службами психич. здоровья, поскольку имеют
дело с проблемами, возникающими у психически нормальных людей в сфере образования и труда.
Кроме того, существует частичное пересечение областей психол. и пед. консультирования по причине
того, что и психологи-консультанты, и консультанты-педагоги предлагают сходные услуги и опираются
в своей работе на психол. принципы и методики оценивания, вмешательства и терапевтического роста.
Исследуя особенности консультантов и консультирующих психологов, имеющих докторскую степень,
Краускопф, Торенсон и Мак-Элир пришли к выводу, что профессионалов в области психол.
консультирования можно было разделить на три относительно четкие группы: а) группу персонала
учеб. заведений, члены к-рой выполняли учеб. и административные функции; б) группу, члены к-рой
приняли традиционную академическую роль ученого, занимающегося соц. или поведенческими
науками; в) группу консультирующих психологов, к-рые сменили роль ученого / гос.
служащего на
роль частнопрактикующего специалиста.
Программы для получения О. к., разраб. в вузах, построены на широком множестве теорет.
оснований, обеспечивающих знакомство со всеми осн. системами. Только неполный их перечень мог
|