бы включать поведенческий, когнитивный, экзистенциальный, феноменологический, рационально-
эмотивный подходы, теорию поля, транзактный анализ, теорию психосоциальной динамики и
факторную теорию черт. Текущие исслед. показывают, что ни одно из этих теорет. оснований не яв-ся
всецело доминирующим в совр. школах консультирования и психотер.; как утверждает Д. Смит,
подавляющее большинство консультирующих психологов, по всей видимости, отдает предпочтение
эклектизму. Одновременно наблюдается неуклонное расширение практ. программ, уделяющих больше
времени клинической практике, обеспечивающих более плотную супервизию стажеров и
предусматривающих по меньшей мере годичную интернатуру для докторантов. Кроме того,
клиническая практика в рамках таких программ чаще проводится не в учеб. заведениях, а в местных
учреждениях и орг-циях. Программы для получения О. к., к-рые, по-видимому, увеличиваются по
объему часов и расширяются по содержанию, теперь включают консультирование по вопросам семьи и
брака, геронтологическое консультирование, консультирование по проблемам наркомании и
токсикомании, консультирование коррекций, консультирование по вопросам развития,
консультирование по проблемам среднего возраста и др. курсы.
См. также Консультирование, Психологическое консультирование
Ф. Хиинлен
Образование тормозных условных рефлексов (inhibitory conditioning)
Исслед. условного торможения (conditioned inhibition)
получили новый толчок в результате
публикации Робертом Ресколой статьи, в которой он утверждал, что УР должен пройти не один, а два
независимых теста, чтобы за ним можно было признать способность вызывать торможение. Во-первых,
при своем предъявлении в сочетании с вызывающим возбуждение УР, он должен снижать уровень
реагирования на этот возбуждающий УР. Во-вторых, при его сочетании с БР, он должен приобретать
возбуждающую силу значительно медленнее в сравнении с индифферентным или новым
раздражителем, сочетаемыми с тем же самым БР. Первый из этих тестов получил название «теста
суммации», поскольку он предположительно вызывает алгебраическое суммирование условного
возбуждения и торможения. Второй тест был назван «тестом задержки научения», поскольку в
соответствии с ним ожидается, что возбуждающее обусловливание этого предполагаемого тормоза
будет замедляться. Если этот претендующий на роль условного тормоза раздражитель проходит только
один из этих тестов, его эффекты не могут быть отнесены к условному торможению. Вместо этого их
можно объяснить отвлечением внимания в суммирующем тесте и невниманием в тесте задержки.
Однако если он проходит оба теста, то не может являться раздражителем, к-рый одновременно и
отвлекает внимание, и игнорируется. По всей видимости, он приобрел способность противодействовать
возбуждающему обусловливанию.
Ч. Зиммер-Харт и Р. Рескола считают, что условное торможение не ослабляется (или не
поддается угашению) посредством процедуры с использованием одного УР, к-рая обычно применяется
для угашения условного возбуждения. Р. Хендерсон и Д. Томас полагают, что в отличие от условного
возбуждения, условное торможение подвержено забыванию после определенного периода сохранения.
П. Браун и Г. Дженкинс представили данные, полученные ими в ситуации оперантного обусловливания,
к-рые, по всей видимости, преодолевают сомнения в необходимости использования понятия условного
торможения, высказанные в свое время Б. Ф. Скиннером.
См. также Классическое обусловливание, Оперантное обусловливание
Дж. Дж. Айрис
Образованность и достижения (scholarship and achievement)
Ряд исслед. был посвящен выявлению взаимосвязей между оценками в колледже и
последующими (профессиональными) успехами. Часть из них не носила систематического характера
или ограничивалась к.-л. единичной переменной; др. исслед. подошли к этой проблеме с более широких
позиций.
По-видимому, одно из первых таких исслед. было проведено Д. Бриджменом, изучавшим связь
оценок в колледже и последующим уровнем заработной платы в Bell Telephone Company. По
прошествии неск. десятилетий те, кто оказывались в верхнем десятке или верхней трети своего
студенческого курса по окончании колледжа, продолжали и впоследствии опережать тех, кто оказался
за пределами этой линии.
|