Navigation bar
  Print document Start Previous page
 761 of 1766 
Next page End  

Р. Хазбенд собрал данные по своим однокурсникам спустя 30 лет после окончания колледжа в
Дартмуте, когда они находились в зените своей профессиональной карьеры, и обнаружил, что те из них,
кто с трудом окончил колледж, зарабатывали в середине жизни меньше денег по сравнению с теми, кто
окончил его со средними оценками между «В» и «С», и что те, кто окончил его со средней оценкой
выше «В», имели гораздо более высокие уровни дохода в сравнении со своими товарищами, имевшими
более низкие оценки. «Интуиция» подсказывает, что лица с
более высокими оценками сформировали
более прочные и лучше организованные учеб. навыки в молодости и сохранили эти лучшие навыки в
своей профессиональной деятельности.
В исслед. Хазбенда с последующей успешностью сравнивались не только учеб., но тж
общественная и др. формы деятельности. Он обнаружил, что студенты, интересующиеся неск.
областями (помимо учебы) или с заметным превосходством в одной или двух из них, зарабатывали в
среднем возрасте существенно больше денег в сравнении с теми, кто не принимал участия в др. формах
деятельности. К тому же оказалось, что при этом не имело существенного значения, был ли то спорт,
художественная самодеятельность, журналистика или общественная жизнь — для достижения
последующих успехов достаточным основанием было само наличие дополнительных интересов и,
разумеется, усердие в учебе.
Р. Хазбенд
Обратное обусловливание (backward conditioning)
Методика О. о. представляет собой процедуру, при к-рой безусловный раздражитель (БРЗ)
предшествует условному раздражителю (УРЗ). Процедуры, в к-рых УРЗ подается после БРЗ, но до
завершения его действия, относятся к подклассу процедур О. о., наз. «процедурами прерывающего
обусловливания». Этот термин отражает тот факт, что появление УРЗ «предсказывает» прекращение
действия БРЗ. Процедуры О. о., включая прерывающее обусловливание, отличают от «процедур
одновременного обусловливания», в к-рых УРЗ и БРЗ вводятся одновременно, и от «процедур прямого
обусловливания», в к-рых УРЗ предшествует БРЗ.
В любой из процедур обусловливания, будь то обратное или к.-л. др., существует одно из трех
логически возможных следствий: а) УРЗ может остаться нейтральным; б) УРЗ может стать
«возбуждающим», приобретая способность возбуждать нек-рое изменение в поведении; в) УРЗ может
стать «тормозящим», приобретая способность противодействовать тому же самому изменению.
Многолетние исслед. каждого из этих эффектов в отношении О. о. показали, что все они могут
происходить последовательно по мере увеличения количества парных сочетаний. Так, перед первым О.
о. УРЗ м. б. сравнительно нейтральным; после неск. парных сочетаний УРЗ может стать
возбуждающим; и при последующих парных сочетаниях тот же самый УРЗ может постепенно утратить
свое возбуждающее влияние, минуя точку нейтрального воздействия и в конечном итоге приобретая
тормозящие свойства.
См. также Классическое обусловливание, Выработка условных рефлексов высших порядков,
Оперантное обусловливание
Дж. Дж. Айрис
Обряды перехода (rites de passage)
Концепт и сам термин «О. п.» связывают с именем антрополога Арнольда ван Геннепа. Ван
Геннеп занимался общими особенностями переходов на протяжении жизненного пути, оформленных в
систему обязательных ритуалов перехода от одного статуса к другому. Каждый статус закрепляет
человека в определенной группе и системе межличностных отношений; обряд изменения дает
возможность индивидууму быть принятым об-вом в новом статусе, а об-ву — принять его в этом
статусе. Ван Геннеп развил свою теорию на основе анализа целого ряда переходов к новому статусу в
различных об-вах. Сравнения позволили выявить существование трех общих стадий в таких переходах:
отделение (separation), промежуточное состояние (transition)
и включение (incorporation),
хотя в
различных ситуациях к.-л. из стадий может придаваться особое значение.
Понятие перехода соотносится с аналогичными событиями в окружающей природе — О. п.
можно обнаружить в праздновании окончания старого и наступления нового года. Первая и третья
стадии этих обрядов могут тогда рассматриваться как своего рода гарантия безопасности расставания со
старым и вступления в новый статус. Критическая стадия — вторая, на к-рой участвующий в обряде
Hosted by uCoz