ритуальных, повторяющихся стереотипных действий. Они раскачиваются всем телом стоя или сидя,
хлопают в ладоши, вращают предметы, не отрываясь смотрят на свет, вентиляторы и др. вращающиеся
объекты, выстраивают предметы аккуратными рядами, подпрыгивают и приседают или крутятся на
одном месте в течение долгого времени.
Эти два поведенческих эксцесса почти всегда присутствуют при А. и полностью выявляются
лишь на втором году жизни.
Нормальное поведение
Дети с А. действительно демонстрируют ряд видов нормального поведения, обозначаемых как
«навыки-осколки» («splinter-skills») или «островки интактного интеллектуального функционирования».
Это нормальное поведение проявляется в следующих сферах:
1. А. часто диагностируется на фоне нормального прохождения стадий развития, таких как
овладение самостоятельной ходьбой в 15 месяцев. Часты сообщения о необычайно хорошем моторном
развитии детей с А., к-рые ходят и легко удерживают равновесие.
2. Точно тж стало уже привычным искать признаки адекватной памяти при постановке диагноза
А. Напр., ребенок с А. может быть способен повторять в форме эхолалий или как-то иначе голоса др.
детей или рекламу по ТВ. Или он может хорошо запоминать зрительные детали.
3. Ребенок с А. может иметь довольно развитые специфические интересы играть с
механическими предметами, приборами, заводными игрушками. Нек-рые обнаруживают большой
интерес к музыке и танцам. Может замечаться способность к складыванию мозаичных головоломок,
любовь к числам или буквам и т. д.
4. У нек-рых детей с А. наблюдаются ограниченные, но специфические страхи, существующие в
более кратковременной форме у обычных детей. Напр., ребенка с А. может необычайно сильно пугать
звук включенного пылесоса или сирены проезжающей скорой помощи.
Дифференциальный диагноз
1. Трудно провести границу между А. и др. формами дизонтогенеза, напр. умственной
отсталостью, при к-рой у детей наблюдаются многие из перечисленных выше особенностей поведения.
Дифференциально-диагностическое разграничение обычно основывается на следующих признаках:
поведенческие нарушения 1, 2, 3 и 5; поведенческие эксцессы 1 и 2; нормальное поведение 1 и один из
признаков 2, 3 или 4.
2. Одни авторы рассматривают А. и детскую шизофрению как одно расстройство, тогда как
другие разделяют их. Разделение основано на: а) возрасте при А. начало заболевания относится к
первому году жизни, а детская шизофрения предполагает нормальное развитие по меньшей мере в
течение первых двух лет и б) «нарушениях мышления» (галлюцинации, бред и т. д.), к-рые
свидетельствуют в пользу детской шизофрении, предполагающей определенный уровень развития речи.
См. также Связь и привязанность, Умственная отсталость, Шизофрения, Z-процесс
А. Ловаас
Аутогенная тренировка (autogenic training)
Этот метод обучения людей снижению стресса и контролю над функциями организма был
разработан в Германии на рубеже XIXXX вв. невропатологом Оскаром Фогтом, заметившим, что мн.
пациенты способны вызывать у себя гипноидное состояние, в к-ром они могли контролировать стресс,
внутреннее напряжение, усталость, боли в голове и позвоночнике. Совр. авторитетом в области А. т.
является Вольфганг Люте (см., напр., Luthe, 1969). А. т. широко используется в мед. учреждениях США
для лечения психофизиологических расстройств. Этот подход оказался тж полезным в терапии самых
разнообразных нарушений поведения, однако его не рекомендуется использовать при лечении психозов
и нек-рых форм сердечных болезней.
См. также Гипноз, Психотерапия, Обучение релаксации
В. Рейми
Афазия (aphasia)
А. называют нарушение речи, вызванное повреждением или заболеванием головного мозга. Эти
нарушения отличают от нарушений речи, вызванных др. причинами, напр. умственной отсталостью,
параличом голосового аппарата или нарушениями сенсорных функций. Было предложено неск. систем
классиф. различных видов нарушений речи исходя из симптоматики. Большинство этих систем
|