списка, заполняемых по ходу возникновения изучаемого поведения или сразу после его завершения.
Наблюдения тж используются в изучении психол. развития, опросах, корреляционных исслед. и
даже экспериментах. Напр., в исслед. развития широко используются периодические наблюдения за
развитием группы лиц одинакового возраста в течение ряда месяцев или лет (продольное (лонгитюдное)
исследование), наблюдения групп различных по возрасту лиц в определенный момент времени
(поперечное исследование). Контент-анализ самонаблюдений, зафиксированных в дневниках,
автобиографиях, письмах и др. личных документах, тж помогает проникнуть в динамику личности.
См. также Психологическая оценка, Незаметные измерения
Л. Р. Эйкен
Обсессивно-компульсивная личность (obsessive-compulsive personality)
Начиная от описания анального типа характера, сделанного З. Фрейдом, вплоть до проблемы
трудоголизма XX в., О.-к. л., называемая также ананкастной личностью, представляла собой дилемму
для психиатрического здравоохранения. Характеристики этого расстройства тревожны, хотя нередко
высоко ценятся в нашем об-ве.
DSM рекомендовало использование термина «компульсивное расстройство личности» для
обозначения синдрома, к-рый был назван О.-к. л. Диагностические критерии включают ограниченную
способность выражать положительные эмоции, перфекционизм, упорство в реализации своих целей,
чрезмерную вовлеченность в работу в ущерб личным отношениям и нерешительность.
Сверхконтролируемая приверженность нереалистическим стандартам в сочетании с
неспособностью к принятию решений ведет у О.-к. л. к состоянию хронического субъективного
дискомфорта. Расстройство чаще встречается у мужчин, чем у женщин.
Психоанал. трактовка этиологии подчеркивает нарушения в анальной стадии развития. С т. зр.
теории, это означает необходимость использования таких защитных механизмов, как изоляция, отмена
и реактивное образование для отражения анально-садистических импульсов. Однако Поллак не
обнаружил достаточных доказательств справедливости психоанал. представлений об этиологии.
В дифференциально-диагностическом плане, О.-к. л. отличается от обсессивно-компульсивного
расстройства отсутствием обсессий (навязчивых нежелательных мыслей) и ритуального поведения
(насильственно повторяемого субъективно неприятного поведения).
См. также Компульсивная личность, Типы личности
К. Ландау
Обучающие машины (teaching machines)
О. м. работает по следующему принципу: если ученик дает правильный ответ, немедленное
подкрепление максимизирует вероятность того, что этот ответ будет усвоен. Такая машина может
оказывать гораздо большую помощь ученику в усвоении конкретных фактов по сравнению с
преподавателем, к-рый должен одновременно отслеживать реакции большого числа уч-ся.
Подлежащий усвоению материал упорядочивается в О. м. от наиболее к наименее известному в
виде последовательности небольших и заранее расписанных шагов, наз. программами. Ветвящиеся
программы могут возвращать ученика назад к ранее пройденному материалу при возникновении
ошибочного ответа, тогда как правильные ответы немедленно подкрепляются, чтобы стимулировать
ученика к дальнейшему продвижению.
На смену ранним механическим устройствам пришли электронные обучающие программы,
реализуемые на компьютерах. Ключевыми элементами таких программ яв-ся: последовательность
целей, упорядоченный набор фреймов, каждый из к-рых репрезентирует небольшое, но значимое
приращение в знании в сравнении с предыдущими фреймами, и средства подачи подкрепления для
(высоковероятных) правильных ответов сразу после получения каждого такого ответа.
См. также Теория обучения
Р. А. Кашау
Обучение в раннем детстве (early childhood education)
Когда говорят об О. в р. д., то имеют в виду либо ясельные, либо дошкольные программы, и
чаще всего речь идет о детях в возрасте от 3 до 5 лет. Однако в нек-рых дискуссиях по этому вопросу
|