установленного срока, ускоренное прохождение школьной программы и «перепрыгивание» через класс,
углубленное и самостоятельное изучение предметов, работу с домашним учителем, создание
возможностей для творчества и формирование специализированных классов.
См. также Детская психология, Индивидуальные различия
Г. Мэнистер
Одежда (dress)
Лишь во второй половине XX в. психологи стали заниматься изучением О. По большей части,
эти ранние психол. исслед. ставили своей целью определить, что мотивирует людей одеваться так, как
они одеваются, и почему они выбирают именно эти вещи, а не другие; их мотивы привязывались к осн.
челов. инстинктам.
В наши дни психол. исслед. О. фокусируются на воздействии О. на тех, кто ее носит, и на том,
как их оценивают другие по О., к-рая влияет на имидж. Др. словами, сегодняшние исслед.
сконцентрировались на том, что О. может делать с теми и для тех, кто ее носит.
Роль одежды в формировании имиджа
Тот образ себя, к-рый человек преподносит другим, состоит из множества элементов; каждый из
них вносит свой вклад. Наиболее важные элементы внешность, речь и одежда. Несмотря на
безусловную важность в определении имиджа человека черт лица, размеров и сложения тела, а тж
опрятности, все они затмеваются О.
Внешность играет доминирующую роль в имидже, поскольку она всегда зрима и всегда
присутствует, сообщая о человеке определенные вещи, о к-рых не расскажет его речь или поведение. Во
внешности же доминирующим элементом является О., потому что она служит невербальной формой
коммуникации, говорящей другим, напр., о том, каков пол ее владельцев, насколько они сексуальны или
несексуальны и каков их возраст и социально-экономический статус. Что еще более важно, О. дает
ключ к личностным характеристикам ее владельца, напр., консервативный или радикальный этот
человек, уравновешенный и уверенный в себе или страдающий от переживаний собственной
неполноценности и неадекватности.
Значение одежды в формировании первых впечатлений
Результаты психол. исслед. говорят о том, что, будучи однажды сформированными, первые
впечатления впоследствии не только демонстрируют высокую устойчивость, но и оказывают глубокое
влияние на последующее отношение человека к др. людям.
Лабораторные исслед. по формированию впечатления дали ключ к разгадке того, почему О.
играет доминирующую роль в первых впечатлениях: что люди воспринимают других как целостности
или «гештальты» до того, как начинают воспринимать их части. При первом взгляде на человека, напр.,
у наблюдателя возникает образ всего человека, а не его лица, рук или ушей. Затем, вслед за
восприятием данного человека как целого, наблюдатель начинает воспринимать его отдельные части.
Какие это части и как долго наблюдатель будет фокусировать на них свое внимание, зависит от двух
важных факторов: во-первых, от степени внимания к конкретному аспекту человека, и во-вторых, от
личного интереса или интересов наблюдателя. Знание типичного паттерна восприятия позволяет
эффективно использовать О. для управления первыми впечатлениями.
Вклад одежды в привлекательность
Едва научившись ходить, дети узнают, что к привлекательным детям относятся более
снисходительно, а проступки непривлекательных или некрасивых влекут за собой более строгое и
суровое наказание. По мере взросления ценность привлекательности становится для них все более и
более очевидной.
По данным исслед., привлекательные мужчины и женщины обладают более широким выбором
потенциальных брачных партнеров; чаще вступают в брак с успешными в профессиональном и соц.
отношении людьми; и реже живут врозь или разводятся по сравнению с непривлекательными.
На протяжении истории использовалось множество методов и способов создания
привлекательного образа, однако во все времена и во всех культурах наиболее эффективными оказались
О. и уход за собой. Причина в том, что, во-первых, они могут усиливать природную привлекательность
конкретного человека и, во-вторых, они могут маскировать непривлекательные черты.
Камуфляжное значение одежды
Лабораторные исслед. иллюзий позволяют высказать важные соображения в отношении
способов, к-рыми одежда может маскировать непривлекательные физ. черты и т о. формировать более
|