благоприятный имидж. О. не только скрывает непривлекательные черты, но и отвлекает от них
внимание, способствуя концентрации на привлекательных чертах.
Осн. камуфлирующие роли в О. выполняют 5 элементов. Темные цвета уводят внимание
наблюдателя в сторону от непривлекательных физ. черт, таких как излишняя полнота, в то время как
светлые цвета привлекают внимание. Гладкие ткани обладают гораздо большей камуфлирующей
способностью, чем ткани с рисунком или узорами. Вечернее платье из покрытой рисунком ткани
вызывает иллюзию крупной, плотной женщины, тогда как то же самое платье из гладкой ткани будет
скрывать ее вес. Гладкие ткани обладают большей камуфлирующей способностью, потому что на них
нет ничего, что могло бы привлечь и задержать внимание наблюдателя.
Поскольку направление линий позволяет контролировать движения глаз, когда О.
разрабатывается в стиле, направляющем движения глаз наблюдателя вверх и вниз вдоль тела ее
владельца, это создает иллюзию что ее владелец высок. И наоборот, горизонтальные линии в одежде
направляют движения глаз поперек тела ее владельца, создавая тем самым иллюзию его более крупной
фигуры.
Декоративные элементы О. тж усиливают привлекательность и обеспечивают маскировку.
Оборки, тесьма, пуговицы, или декоративные украшения не только повышают привлекательность
одежды, но тж направляют внимание наблюдателя на привлекательную область тела и уводят его в
сторону от непривлекательной области.
Несмотря на то что набивка является формой маскировки, восходящей к началу истории платья,
выяснения причин ее маскирующей способности пришлось ждать до тех пор, пока на это не был
получен ответ в лабораторных исслед. иллюзий. Эти исслед. показывают, что набивка направляет
движения глаз т. о., что у наблюдателя создается иллюзия, будто нек-рая часть тела крупнее, чем в
действительности.
Роль одежды в процессе взросления
В каждой культуре существуют определенные, связанные с возрастом задачи или подлежащий
усвоению опыт, к-рым, как ожидается, должны овладеть все дети и подростки. Однако не все дети или
подростки справляются с этими задачами в том возрасте, в к-ром от них этого ожидает культурная
группа.
Чтобы показать роль О. в возникновении проблем у подростка, мы приведем в качестве примера
неск. наиболее распространенных и наиболее болезненных проблем, связанных с личной и соц. адапт.
Мы тж попытаемся показать, каким образом О. помогает уменьшать или преодолевать эти проблемы.
Важнейшая задача детства для ребенка стать принятым членом группы. Чрезвычайно важно,
чтобы ребенок имел товарищей по играм и учился быть соц. личностью. Несмотря на то что в
групповую идентификацию вносят свой вклад множество личностных и поведенческих черт,
доминирующим фактором здесь является внешность и прежде всего О., сходство в к-рой с др.
членами группы легко идентифицирует принадлежность к ней данного ребенка. В результате ребенок
становится полноправным членом группы и участником групповой деятельности.
Нек-рые дети достигают половой зрелости раньше и быстрее других. Это может приводить к
возникновению у них серьезных проблем. Однако те, кто отстает от большинства своих сверстников
запаздывая в достижении половой зрелости, продолжают выглядеть детьми, тогда как их сверстники
выглядят как взрослые или почти как взрослые. Поскольку они выглядят как дети, взрослые
обращаются с ними как с детьми, отказывая им в тех привилегиях, к-рые автоматически
предоставляются их взросло выглядящим сверстникам. Столь же серьезным последствием является то,
что прежние друзья часто прекращают с ними дружбу и исключают их из своей соц. жизни.
Лучший способ справиться с проблемами, с к-рыми сталкиваются дети, медленно достигающие
половой зрелости, использовать одежду для создания иллюзии, что они старше и более зрелы в
половом отношении, чем это есть на самом деле.
См. также Поветрия и мода, Выбор супруга/супруги
Э. Б. Харлок
Одиночество (loneliness)
О. представляет собой деструктивную форму самовосприятия. Одинокий чел. чувствует себя
заброшенным, забытым и ненужным. По-видимому, мысли, имеющие отношение к потере прошлого и
людей из этого прошлого, а также высокий уровень значимости др. людей, как об этом свидетельствуют
нелогичные предположения, предъявляют чел. непомерно высокие требования. Такие требования
|