Navigation bar
  Print document Start Previous page
 782 of 1766 
Next page End  

астрология и алхимия в ряду мн. др. оккультных наук оказали и в определенной мере продолжают
оказывать влияние на зап. цивилизацию.
Фундаментальный догмат О. — признание существования тайных и непостижимых («скрытых»)
сил природы, к-рые могут быть поняты и использованы лишь теми, кто прошел соотв. обучение
необходимым сокровенным знаниям, к-рые, как обычно утверждается, проистекают из древних
источников мудрости. Предполагается, что эти силы могут привлекаться в целях управления
окружающей сферой и предсказания будущего.
Хотя совр. наука и отвергает такие магические представления, все естественные науки уходят
своими ист. корнями в О.
О. обладал определенной интеллектуальной респектабельностью по меньшей мере до конца
XVII в., а астрологии наряду с астрономией продолжали обучать в ун-тах вплоть до 1800 г.
Хотя большинство оккультных наук формулируют эмпирические утверждения в отношении
реальной действительности, к-рые не признаются совр. наукой или официальной религией, границы
между наукой, О. и религией не всегда очевидны.
Парапсихол. занимает пограничное положение между наукой и О. Хотя мн. ее научные критики
напрямую относят ее к области оккультного знания, исследователи, посвятившие себя парапсихол.,
стремятся использовать в своих исслед. строгую научную методологию и чуждаются любых связей с О.
Тем не менее их осн. представления о гипотетических природных силах, к-рые предположительно
служат причинами психич. телепатии, экстрасенсорного предвидения и т. д., относятся к
представлениям, к-рые всегда были фундаментальными в большинстве оккультных систем.
Для того чтобы отделить разновидности О., стремящиеся получить научные доказательства для
своих представлений, от тех его направлений, к-рые этого не делают, М. Труцци предложил
пятиразрядную классиф. Он использует термин «протонаучный О.» (proto-scientific occultism)
в
отношении тех случаев, где признается желательной научная достоверность и предпринимаются
попытки ее достигнуть, но где, в силу недостаточности имеющихся фактов, эти притязания не
принимаются научным сообществом. Квазинаучный О. (quasi-scientific occultism)
охватывает те
области, к-рые претендуют на то, чтобы выглядеть научным знанием, хотя для этого в
действительности предпринимается мало усилий, как в случае астрологии.
Труцци использует термин «прагматический О.» (pragmatic occultism) для тех областей О., к-рые
опираются в своих представлениях на сходные с наукой основания, но вместе с тем не претендуют на
статус научного знания. Коллективный мистический О. (shared mystical occultism)
относится к
мистическим представлениям, подтверждаемым отчетами др. лиц, имевшими сходный опыт личных
переживаний, напр. в процессе трансцендентальной медитации. Наконец, личный мистический О.
(private mystical occultism)
связан с исключительно личным подтверждением мистического
представления, когда индивидуум явным для себя образом получает определенного рода откровения от
божественных или внеземных существ.
Зусне и Джоунз предложили дополнить набор категорий Труцци категорией философского О.
(philosophical occultism). Они описывают его как сходный с прагматическим О. Труцци, за исключением
того, что индивидуум, вместо проявления интереса к практ. результатам в реальном мире, фокусируется
— при помощи представлений эзотерической философии — на личных результатах, представляющих
собой этапы духовного продвижения по пути к совершенству.
Несмотря на все то значение, к-рое совр. наука придает рациональному мышлению, исслед.
показывают, что люди обнаруживают такую же склонность к магическому мышлению, как и их
первобытные предки. Хотя О. и отражает попытку путем магического мышления понять устройство
окружающего мира, в его основе лежат мощные психол. потребности и процессы, к-рые действуют в
общем и целом за пределами сознания и часто могут обслуживать потребности в усилении личного
могущества и поиске успокоения перед лицом экзистенциальной тревоги. Представляется
маловероятным, чтобы люди когда-либо освободились от таких потребностей или от склонности к
магическому мышлению.
См. также Парапсихология, Религия и психология
Дж. Элкок
Оперантное обусловливание (operant conditioning)
Термин О. о. применительно к научению используется в двух значениях. В более узком смысле с
ним связывается набор процедур, использующихся при изучении процессов инструментального
Hosted by uCoz