обусловливания. В более широком и более фундаментальном смысле термином О. о. обозначается
общий теорет. подход, к-рый использует эти процедуры и связанные с ними понятия для анализа всего
спектра поведения животных и чел.
Оперантные процедуры
Отличительные особенности процедур О. о. можно проиллюстрировать на следующем примере.
Крысу помещают в тускло освещенную небольшую клетку, находящуюся в поглощающей звуки и
изолированной от внешних источников света комнате. Из одной стены этой совершенно пустой клетки
выступает небольшой рычаг, и когда крыса нажимает этот рычаг, в находящуюся рядом с ним чашку
падает небольшой шарик пищи. Такое устройство часто называют ящиком Скиннера по имени
психолога Б. Ф. Скиннера, к-рый его впервые сконструировал.
Этот пример иллюстрирует одну отличительную особенность, к-рая позволяет наиболее четко
отделить оперантные процедуры от др. процедур инструментального обусловливания. Интересующее
нас поведение может многократно воспроизводиться обучающимся субъектом. В отличие от процедур,
связанных с дискретными попытками, таких, как научение в лабиринте, в к-ром поведение состоит из
серии отдельных эпизодов, реагирование в оперантных процедурах не прерывается извне и является
свободным.
В связи с возможностью повторного реагирования следует отметить две вытекающие отсюда
особенности процедур О. о. Во-первых, реагирование измеряется скоростью появления реакции или ее
частотой. Частота реагирования рассматривается в качестве
аппроксимации осн. показателя силы
реакции ее вероятности. Наклон кривой, вычерчиваемой по совокупным данным наблюдений,
служит прямой мерой частоты реагирования в каждый данный момент времени. Во-вторых,
предоставление возможности повторного реагирования позволяет манипулировать взаимосвязями
между различными качественными характеристиками реакции (напр., количеством ее повторений или
длительностью) и критическим событием, поддерживающим эту реакцию (напр., появлением пищи).
Правило, к-рое описывает характеристики реакции, необходимые для возникновения критического
события, называется режимом подкрепления. Различные режимы подкрепления вызывают различные
паттерны реагирования. Высокая частота реагирования и сложность мн. режимов подкрепления при
проведении экспериментов по О. о. требуют обычно использования автоматического оборудования,
включая компьютеры.
Оперантная теория
В более широком значении О. о. является одним из подразделов биологии, занимающимся
идентификацией средовых детерминант поведения при помощи методов эксперим. анализа.
Предполагается, что поведение животных и чел. имеет свои первопричины в окружающей среде.
Родовая среда обитания индивида (особи) воздействует на его (ее) поведение через посредство
генетических механизмов, действие к-рых суммируется принципом естественного отбора. Этими
предшествующими формами поведения занимается эволюционная биология. Прошлое и настоящее
окружения индивида (особи) воздействуют на его (ее) поведение через посредство нейрохимических
механизмов (до сих пор практически неизученных), действие к-рых суммируется принципом
подкрепления. Анализом этих воздействий индивидуальной среды на поведение как раз и занимается О.
о.
И принцип естественного отбора, и принцип подкрепления предполагают, что будущее
поведение м. б. понято путем изучения последствий прошлого поведения. В случае естественного
отбора отбираются те формы поведения (и структуры), к-рые повышают репродуктивную способность.
В случае подкрепления усиливаются те формы поведения, за к-рыми наступают критические события и
для к-рых был изобретен специальный термин подкрепления.
Когда средовые детерминанты идентифицированы и описаны их функциональные связи с
поведением, в окружение могут вводиться изменения, к-рые могут влиять на направление изменений
текущего поведения, подобно тому как генная инженерия может влиять на ход эволюции.
Из базового допущения о том, что поведение всех организмов, включая людей, в конечном счете
формируется средой, вытекает ряд методологических следствий. Во-первых, так как люди и животные
на протяжении своей эволюции сталкивались с родовой (видовой) средой обитания, к-рая «отбирала»
их за способность к модификации поведения в пределах отпущенного им жизненного цикла (т. е. за
способность к научению), общая функциональная формулировка принципа подкрепления, по-
видимому, выводится из изучения любого широко представленного биолог. вида.
Во-вторых, поскольку изменение в поведении возникает в рез-те контакта организма со своей
средой и поскольку родовая (видовая) и индивидуальная среды могут варьировать от одного организма
|