к др. даже при максимально контролируемых условиях, процесс изменения должен изучаться на одном
организме. Выводы, осн. на усредненных групп. рез-тах, могут заслонять и искажать поведенческие
процессы, протекающие у отдельного индивида (особи).
В-третьих, с учетом того, что рано или поздно будет получено нейрохимическое описание
механизмов, лежащих в основе изменений поведения, и в надежде на свою способность
воспользоваться этим знанием, О. о. стремится к анализу поведения как продукта одних только
предшествующих воздействий среды, без обращения к постулированным на основе логического вывода
процессам или структурам. Считается, что теорет. конструкты этого типа отвлекают от задачи
эксперим. анализа и квалифицируются как объяснения по форме, но не по существу, поскольку они
часто приводят к ошибкам гипостазирования (приписывания отвлеченным сущностям
самостоятельного существования) и логической замкнутости.
О. о. пытается разложить взаимодействие между организмом и его средой на последовательность
или ситуацию из трех элементов. Рез-том успешного эксперим. анализа является идентификация, с
одной стороны, средовых событий (сигнальных, или различительных стимулов), обусловливающих
возникновение данного поведения (операнта), и, с др. стороны, средовых событий (подкрепляющих
стимулов, или подкреплений), необходимых для приобретения и сохранения этого поведения.
Поведение, к-рое требуется для появления подкрепления, называют оперантом, подчеркивая то
обстоятельство, что оно действует на складывающуюся в дальнейшем среду, чтобы вызвать
определенные последствия.
Наконец, изменения в средовом контроле поведения, возникающие в рез-те О. о., не обязательно
ограничиваются характеристиками конкретного стимула и реакции, выявленными в ходе
первоначального эксперим. анализа. Как рез-тат О. о., эти изменения чаще всего затрагивают класс
стимулов, к-рые контролируют класс реакций.
См. также Модификация поведения, Оперантное поведение, Режимы подкрепления
Дж. У. Донахью
Оперантное поведение (operant behavior)
Давно известно, что на поведение влияют его последствия. Мы награждаем или наказываем
людей, напр., чтобы они вели себя по-другому.
При оперантном обусловливании на поведение тж влияют его последствия, но этот процесс не
является научением по методу проб и ошибок. Его лучше всего объяснить на примере. Голодную крысу
помещают в частично изолированную от звуков камеру. На протяжении неск. дней при помощи
специальной автоматической кормушки ей периодически подаются в лоток шарики пищи. Вскоре крыса
бежит к лотку, как только услышит звук работающей кормушки. Из стены камеры выступает
небольшой горизонтальный рычаг, к-рый при нажатии фиксируется в крайнем нижнем положении, но
сейчас он слегка приподнят для того, чтобы при прикосновении к нему крысы он мог двигаться вниз.
При этом замыкается электрическая цепь устройства, управляющего подачей пищи. Сразу после того
как крыса съедает полученную т. обр. пищу, она начинает быстро нажимать на рычаг. В этом примере
поведение усилилось, или подкрепилось, посредством лишь одного последствия. Крыса не «пытается»
что-нибудь делать в тот момент, когда она впервые касается рычага, и не учится на к.-л. «ошибках».
Для голодной крысы естественным подкреплением служит пища, но подкреплением в
приведенном примере является звук автоматической кормушки, к-рый был обусловлен в качестве
подкрепления тем, что он постоянно сопровождал подачу пищи еще до того, как крыса нажала на
рычаг. В действительности звук работающей кормушки вызвал бы наблюдаемый эффект даже при
отсутствии подаваемой пищи. Если дальнейшее нажатие рычага больше не будет сопровождаться
подачей пищи, крыса перестанет на него нажимать. О таком поведении говорят, что оно было угашено.
Оперант может возникать под управляющим воздействием к.-л. стимула. Если нажатия на рычаг
подкреплять при включенном свете и не подкреплять при выключенном, реакции будут осуществляться
при свете и чрезвычайно редко, если вообще
будут, происходить в темноте. Крыса сформировала
различение, или дискриминацию, света и темноты. Когда включается свет, это вызывает ее реакцию,
однако такая реакция не является рефлекторной.
Рычаг можно нажимать с различной степенью усилий, и если подкреплять только сильные
реакции, крыса станет нажимать на него все сильнее и сильнее. Если подкреплять только слабые
реакции, это приведет в конечном итоге к тому, что она станет реагировать лишь очень слабыми
нажатиями. Такой процесс называется дифференциацией.
|