программам. Др. исслед. показывают, что учащиеся из традиционных школ демонстрируют более
высокие уровни учеб. достижений, характеризуются меньшим уровнем тревожности и яв-ся не менее
творческими, чем обучавшиеся по программам О. о. Учащиеся с поведенческими проблемами,
проблемами в обучении или с необычно высокими или низкими уровнями тревожности чаще
встречаются в условиях традиционного образования. По-видимому, результаты каждого из двух типов
образования оказываются слишком сложными и разнообразными, чтобы их можно было адекватно
оценить при помощи обычных методов.
См. также Альтернативные педагогические системы, Индивидуальное образование
Г. К. Линдгрен
Отношение к инвалидам (handicapped, attitudes toward)
Федеральное законодательство в области прав инвалидов изменилось, отражая соотв. изменения
установок как у об-ва, так и у отдельных индивидуумов, подобно тому, как это произошло с
законодательством в области гражд. прав др. групп меньшинств.
Прогресс мед. науки в хирургии, биохимии, создании искусственных органов, разработке
амниоцентеза привел к увеличению средней продолжительности жизни инвалидов. Технологические
достижения предоставляют таким лицам возможность быть более мобильными. Создание новых
протезов, часто с использованием компьютерных технологий, уменьшает зависимость инвалидов от
других и повышает их интеграцию в об-ве.
Общественные здания и тротуары должны быть свободны от барьеров, а новые архитектурные
стандарты обеспечивают въезд и повсеместную свободу перемещения инвалидных колясок.
Следовательно, инвалидов чаще можно видеть в общественных местах.
Школы должны предоставить всем детям, вне зависимости от степени инвалидизации,
бесплатные и соотв. индивидуальным возможностям образовательные программы в минимально
ограничивающей обстановке. Мн. дети, ранее посещавшие специализированные учеб. заведения, теперь
учатся в общеобразовательных школах. Все дети-инвалиды должны по возможности учиться вместе с
их здоровыми сверстниками. Интеграция учащихся с инвалидностью в здоровую среду обеспечила
возможность для большинства детей школьного возраста иметь одноклассников с умственной
отсталостью, сенсорным дефицитом, эмоциональными расстройствами или ортопедическими
дефектами. Функционируют многочисленные группы помощи и самопомощи для инвалидов и их семей.
Информированность об-ва о различных инвалидизирующих состояниях неуклонно повышается
благодаря усилиям СМИ, помогающим увидеть, сколько упорства и решимости прикладывают
инвалиды, чтобы жить полноценной жизнью.
Данные исслед. указывают на то, что предубеждения здоровой части населения по отношению к
инвалидам или дискомфорт в общении с ними доступны модификации с помощью планируемых
вмешательств. С достаточным успехом используются посещения школ и различных учреждений,
встречи с людьми и выступления в СМИ о положении инвалидов, групповые дискуссии, в к-рых
анализируется динамика предрассудков и действия, направленные на то, чтобы проникнуть в
переживания инвалидов.
Эксперим. работы продемонстрировали, что контакт между инвалидами и здоровыми людьми
может эффективно повышать положительные аттитюды, если обе стороны имеют сравнимый
социально-экономический статус. Симуляции (представление себя инвалидом, позволяющее
почувствовать, что значит быть инвалидом) тж вызывают положительную динамику аттитюдов, в
особенности если в них включается возможность наблюдать реакцию окружающих на выполняемое
упражнение. Но даже несмотря на то что юридич., мед., технологические и архитектурные изменения
повысили заметность и принятость инвалидов в об-ве, само по себе возрастание взаимодействия
автоматически не формирует более положительные аттитюды и не ведет к соотв. снижению негативных
или стереотипных реакций по отношению к инвалидам.
См. также Гандикап
А. Томас
Отношение к психическим болезням (mental illness: attitudes toward)
Шелдон Корчин заметил, что отношение к психич. болезни прямо связано с наблюдением
выраженных отклонений от нормы. В древние времена больных считали одержимыми демонами, их
|