оценочных суждений.
Модели оценки потребностей. Мак-Киллип описывает 3 модели О. п., отражающие различные
концептуализации потребности. Модель расхождения (discrepancy model)
акцентирует роль
нормативных ожиданий, широко используется и адаптирована к множеству контекстов оценки
потребностей. В целом она предусматривает измерение 3-х элементов: целей, актуального выполнения
и расхождения между тем и другим. Как правило, для определения того, какое из предварительно
выработанных решений будет внедряться, используется величина или оценка значимости расхождений;
т. о., этот подход фокусируется скорее на самих проблемах, нежели на решениях. Поскольку цели
обычно устанавливаются экспертами, этот метод подвергался критике за элитаризм и
нечувствительность к испытываемым потребностям.
Маркетинговая модель (marketing model)
акцентирует роль испытываемых и проявляемых
потребностей и яв-ся сравнительно новой для соц. услуг. Маркетинговая стратегия предполагает
нахождение рыночной ниши и предложение диапазона, ассортимента и качества услуг, к-рые
максимизируют «потребление», т. е. пользу. Осн. достоинство этого подхода состоит в том, что он
избегает ограничений, связанных с использованием экспертов, и адресуется непосредственно к самим
нуждающимся. Его осн. недостатком яв-ся то, что он продвигает неэффективные услуги тем, у кого
отсутствует выбор, или предлагает только прибыльные услуги. Очевидно, полезность этой модели
зависит от контекста наличия альтернативных услуг, информирования потребителей, и т. д.
Модель принятия решений (decision-making model)
применяет к О. п. анализ многомерной
полезности (multiattribute utility analysis, MAUA). Анализ многомерной полезности это метод,
используемой для минимизации ошибок в принятии сложных решений. Каждый выбор (альтернативная
проблема или услуга) оценивается по множеству атрибутов (индикаторов потребности, таких как
удельное потребление, распространенность проблемы, и данные опросов); оценки атрибутов
преобразуются в полезности (напр., употребление сигарет и кокаина характеризовалось бы различными
шкальными оценками); каждому атрибуту приписывается вес (показывающий ценность, придаваемую
ему экспертами, поставщиками и/или др.); для определения потребности производится суммирование
взвешенных оценок атрибутов для каждого варианта решения. Технически эта модель способна
отражать отдельные или все аспекты потребности, в зависимости от конкретной ситуации применения,
являясь сложной, но весьма гибкой стратегией.
Стратегии оценки потребностей. Для реализации О. п. был предложен ряд методологических
подходов, каждый из к-рых обладает сравнительными преимуществами и недостатками. Ряд методов
фокусируется на существующих услугах и их использовании. Инвентари ресурсов (resource inventories)
позволяют обеспечить исчерпывающее описание ресурсов услуг официально зарегистрированных
агентств, имеющегося обслуживающего персонала, типа и объема предоставляемых услуг, типов и
числа обслуживаемых клиентов, и т. д. в границах некоторого региона. Инвентари ресурсов
ориентированы на решение; они могут выявлять недостаточно используемые или активно
используемые виды услуг или пробелы в услугах (напр., отсутствие услуг, доступных для детей или
клиентов с низким уровнем дохода), но не позволяют идентифицировать новые потребности.
Анализы использования услуг различаются по своей сложности. Наиболее полезным яв-ся
сравнение показателей предоставляемого объема услуг и прогнозируемого использования, последние
извлекаются из эпидемиологических оценок, использования услуг в сопоставимых агентствах или
стандартов экспертов. Соответствующие анализы могут показывать, что некоторая группа сталкивается
с препятствиями в получении необходимой услуги; к проблемам относятся информированность,
доступность и приемлемость
услуг. Устранение препятствий может способствовать увеличению
использования услуг и уменьшению потребности. Однако, как замечает Мак-Киллип, использование и
потребность могут быть связаны положительно, отрицательно или вовсе не связаны между собой. Без
информ. по неиспользуемым услугам, данные по одним только используемым услугам могут оказаться
уводящими в сторону от истины индикатором потребности.
Другие подходы к оценке потребностей пытаются фокусироваться на проблемах, лежащих в
основе потребности. Когда более прямая информ. по проблеме оказывается недоступной или ее сбор
требует слишком больших затрат, часто используются сод. индикаторы. Соц. данные в отношении
некоторой геополитической области (зачастую доступные из правительственных источников) могут
находиться в прямой или косвенной связи с изучаемой проблемой. Напр., данные национального
обследования средних школ по употреблению алкоголя и статистике смертности (включая смерти,
связанные с алкоголем) могут служить основными и вспомогательными индикаторами проблем
злоупотребления алкоголем. Косвенные индикаторы риска могут включать демографические,
|