социально-экономические и соц. факторы, известные своей связью с проблемами алкоголизма.
Применение существующих данных к специфической целевой области или группе часто требует
привлечения оценочных методик (estimation techniques). Проблемный фокус этого подхода служит
дополнением к рассмотренным выше подходам, фокусирующимся на выработке решений. К его
недостаткам относятся сомнительные допущения, иногда кладущиеся в основу оценочных методик, и
выводы через уровни агрегирования (сравни, экологическая ошибка). Вопросы О. п. лучше всего
решать более непосредственным путем, через опросы с использованием обзоров (обозрений)
потребностей. При условии четко изложенных, пункт за пунктом, проблем, можно сконструировать
обзоры потребностей, позволяющие получить релевантные данные на релевантных выборках. Эти
обзоры могут фокусироваться на проблемах, ожиданиях, лежащих в основе потребностей,
использовании услуг, предпочтениях, препятствиях к использованию услуг и т. д. Могут применяться
самые различные методы сбора данных почтовые, телефонные и персональные опросы. Данные
могут собираться от формальной выборки из конкретного сообщества, от специфических групп
клиентов или от представителей сообщества, предположительно отражающих весь спектр релевантных
мнений, как это происходит в опросах ключевых информантов. Альтернативные методы позволяют
выяснять мнения менее формальным образом через общественные форумы и структурированные
группы, такие как фокус-группы, дельфийские панели и номинальные группы. Эти методы значительно
различаются между собой в отношении временных и иных затрат и качества получаемой информ.; при
осмысленном применении каждый из них может быть полезным инструментом в О. п.
См. также Активное исследование, Клиническая оценка, Общественная психология, Полевые
исследования, Социальная работа с неблагополучными семьями и лицами, нуждающимися в
материальной или моральной поддержке, Обзоры
А. Во
Оценка программ (program evaluation)
В исслед. по О. п. используются аналитические инструменты из соц. наук для исслед. соц.
программ, выбираются критерии выполнения и оценивается эффективность программы. О. п.
проводится с целью оказания помощи в принятии рациональных решений по соц. программам
заказчиками, руководителями программы и политическими деятелями.
Исслед. по О. п. наиболее часто применяется к финансируемым мероприятиям, проводящимся
под эгидой официальной организационной структуры с назначенным штатом, соответствующими
полномочиями, определенным бюджетом и т. д.
Исслед. по О. п. применялись ко многим из программ Нового курса (New Deal)
эпохи Ф. Д.
Рузвельта, однако наиболее сильный толчок к своему развитию они получили в 1960-х г. под влиянием
программ Великого общества (Great Society)
Линдона Джонсона. В тот период федеральное
правительство приступило к финансированию массированных программ по ликвидации нищеты,
устранению ветшания городов и улучшению образования меньшинств и экономически
неблагополучного населения. Необходимость в оценке этих программ предписывалась большинством
поддерживающих законодательных актов, и были заказаны многочисленные исслед. для оценки
альтернативных новых программ и, в некоторых случаях, для получения политической поддержки
новым предложениям.
Подходы и методики. Исслед. по О. п. не представляют собой единой области. Они не имеют
концептуальной или методологической парадигмы и характеризуются лишь некоторыми
согласованными принципами и практиками. Сообщество исследователей-оценщиков программ
объединяет скорее общая цель, нежели общие методы.
Водораздел между различными подходами к исслед. по О. п. проходит между теми, кто придает
главное значение оценке, и теми, кто делает упор на исслед. Согласно оценочной перспективе, для того
чтобы адекватно оценить значение некоторой программы, надлежит изучить все стороны этой
программы, к-рые вносят вклад в ее полезность. К ним относятся цели, результат, персонал,
организационная структура, бюджет, мораль и потребность. Столь широкое исслед., однако, выходит за
пределы возможностей методологии традиционной социол., по крайней мере за пределы ее более
жестких требований к строгости эксперим. планов и валидности количественного измерения. Поэтому
внутри оценочной перспективы наблюдался неуклонный рост в применении более широких и более
гибких, хотя и менее точных, методов. Такие подходы позволяют осуществлять то, что было названо
«реагирующей» оценкой т. е. изучение конкретных проблем, с к-рыми сталкиваются лица,
|