область изучения детей оказалась подверженной мощной критике.
Дискуссионные вопросы: содержание и статус. Полемика по поводу должного содержания
курсов и учебников в области П. п., начавшаяся перед выходом в свет книги Торндайка, стала
излюбленным занятием психологов и педагогов. В попытках определить границы этой дисциплины, за
прошедшие годы было проведено огромное количество аналитических обзоров и опросов.
Многочисленные исслед., предназначенные оценить содержание курсов и учебников по П. п. на
протяжении последних 70 лет, обнаружили поразительную разнородность этой дисциплины.
Вопрос, связанный с разнородностью содержания, и столь же старый (но сохраняющий
остроту до сих пор), как и вопрос о границах, заключается в том, можно ли считать П. п.
полноправной дисциплиной? По утверждению Осубеля, хотя и приходится, к сожалению,
констатировать, что многие учебники по П. п. содержат лишь чуть больше «разбавленного водой
содержания общей психологии», все же П. п. является полноправной дисциплиной. Он смотрел на эту
науку как «на особую ветвь психологии, занимающуюся изучением характера, условий, результатов и
оценок школьного обучения», а также включающую наряду с этим анализ специальных вопросов,
касающихся всех когнитивных, аффективных, мотивационных, личностных, соц. и связанных с
возрастным развитием переменных, к-рыми могут управлять педагоги и разработчики учебных
программ. Он рассматривал П. п. как прикладную дисциплину и заявлял, что она выделяется из
психологии своим специфическим фокусом на проблемах школы и класса. Осубель также утверждал,
что проблемы обучения в классе не могут быть разрешены простой экстраполяцией «законов базисной
науки [психологии], которые были выведены на основе лабораторных исследований... научения».
Другие отстаивали мнение, что П. п. представляет собой всего лишь собрание психол. теорий,
помещенных в пед. контекст. Свежесть подобных критических высказываний, в сочетании с быстротой
и пылкостью их опровержений с др. стороны, служит доказательством тому, что обоснованность этой
дисциплины нельзя считать решенным вопросом. Дискуссии, связанные с измерением научения,
бесспорно поддерживают активную жизнь в области П. п.
В 1982 г. почти 14% членов Американской психологической ассоциации зарегистрировались как
пед. психологи и сохранили членство в отделении 15 (П. п.) внутри национальной ассоц. История этого
отделения отражает картину борьбы, противостояния и сопротивления, к-рая была всегда характерна
для П. п. Хотя члены отделения 15 преимущественно связаны с ун-ми и исследовательскими центрами,
довольно большую группу пед. психологов можно обнаружить в учреждениях, более тесно связанных с
преподавательской и учебной деятельностью на уровне школ.
См. также Теория обучения, Законы научения Торндайка, Результаты обучения (I, II)
М. М. Клиффорд
Педиатрическая психология (pediatric psychology)
П. п. находится на пересечении психологии развития (developmental psychology), психологии
здоровья и детской психопатологии. Этот термин был предложен Л. Райтом в 1967 г., когда он
определил педиатрического психолога как «любого психолога, работающего преимущественно с
детьми в условиях медицинского учреждения, не являющегося психиатрическим по своему профилю».
«Журнал педиатрической психологии» (Journal of Pediatric Psychology)
определяет П. п. как
«междисциплинарную область, адресующуюся к полному спектру физического и психического
развития, проблемам здоровья и болезни, затрагивающим детей, подростков и их семьи».
Потребность в этой области психологии впервые обозначил в 1930 г. педиатр Дж. Андерсон.
Первым психологом, предложившим тесный союз психологии и педиатрии, стал Дж. Каган, сделавший
это в совместной с Л. Райтом статье 1967 г. в журнале
«Американский психолог» (American
Psychologist), дата публикации к-рой принята за официальную дату рождения этой области. Общество
педиатрической психологии, образованное в 1968 г., яв-ся 5-й секцией 12 отделения Американской
психологической ассоциации.
П. п. отличается от детской психологии тем, что вмешательство здесь обычно носит мед., а не
психиатрический характер. Большая часть работы в области П. п. проводится в университетских мед.
центрах, однако эта область постепенно вышла за пределы клиник высших учебных заведений в
общественные больницы, а также пункты первичной мед. помощи частных групп мед. специалистов и
индивидуально практикующих врачей.
Потребность в этой области явилась следствием успехов детской медицины, а также прогресса в
педиатрии и в психологии. Оборотной стороной способности врачей спасти жизнь большему числу
|