детей яв-ся рост показателей заболеваемости. Прогресс в медицине привел к тому, что мн. из ранее
неизлечимых болезней приобрели характер хронических заболеваний, в результате чего возросло число
детей, к-рые вынуждены справляться с резидуальным дистрессом, длительными или постоянными
процедурами лечения и его последствиями. Каждый такой ребенок включен в структуры семьи, служб
здравоохранения, образовательных учреждений и общины, и все эти структуры испытывают на себе
влияние состояния физ. и психол. здоровья ребенка.
Педиатры особенно близко подошли к пониманию того, что эффективное лечение болезни
требует обращения к поведенческим, психол. и соц. вопросам. Исслед. показывают, что более половины
посещений педиатра сопряжены с проблемами в поведении или учебе, что 2/3 детей, находящихся под
наблюдением педиатра, могла бы оказать пользу психиатрическая консультация, и что часто
оказывающиеся в больницах дети с большей вероятностью имеют психиатрические симптомы,
проблемы с обучением или поведенческие расстройства.
Педиатрический психолог функционирует как член медицинской бригады и может выполнять
вспомогательную, консультативную роль или быть равноправным ее членом.
Услуги, предоставляемые педиатрическими психологами
Психологическая оценка. В контексте мед. окружения, в оценке нуждаются не только чисто
психол. факторы, наряду с этим внимание должно уделяться медицинскому статусу ребенка, его
влиянию на поведение ребенка, его психол. воздействию, и требованиям процедур лечения и их
воздействию на ребенка. Оценке подлежат релевантные семейные факторы, включая соц. и финансовые
ресурсы, отношение к здоровью, изменения в семье, вызванные болезнью, и взгляд семьи на эту
болезнь. Релевантными являются переменные системы здравоохранения, в т. ч. доступность мед.
помощи и функционирование пациента и семьи в рамках этой системы, а также переменные более
широкого социокультурного окружения (напр., существующее в культуре отношение к какому-либо
конкретному диагнозу, такому как СПИД).
Помощь в следовании предписаниям врача. Одна из часто выполняемых педиатрическим
психологом ролей связана с оказанием пациенту помощи в соблюдении мед. предписаний. Несмотря на
то, что следование предписаниям врача яв-ся проблемой всей мед. психологии, П. п. особенно часто
имеет дело с пациентами, к-рые могут не понимать необходимости в своем лечении и находиться под
влиянием связанных с возрастом потребностей в достижении независимости, противостоящих
необходимости в повиновении требованиям врача. В этой роли психолог может рассматриваться в
качестве агента мед. системы, работающего на благо пациента.
Управление болью. Психологи располагают умениями, могущими служить альтернативой или
дополнять фармакологические способы управления болью (pain control). Для предупреждения боли
могут использоваться такие методы, как обучение релаксации, релаксация на основе биолог. обратной
связи и гипноз.
У детей боль может приводить к возникновению различных форм поведения
(раздражительности, стремления к уединению или регрессии). В качестве поведенческих экспертов,
педиатрические психологи могут работать в сотрудничестве с другими мед. специалистами в проблемах
распознавания и реагирования на боль наиболее подходящим и эффективным образом.
Лечение психогенных заболеваний. Врачи испытывают разочарование и нередко досаду, когда
обнаруживают у своих пациентов психол. «обусловленные» заболевания. Врач понимает, что такое
заболевание не имеет органической основы, однако почти не располагает инструментами для оказания
помощи пациенту, переживающему явный дистресс. В свою очередь пациенты, как правило, убеждены
в «реальности» их заболевания, и также начинают испытывать досаду и разочарование, когда
игнорируется или принижается их дистресс. Когда врач рассматривает психолога как члена бригады
здравоохранения, это способствует укреплению доверия пациента к системе, к-рая относится к лечению
его дистресса с должной серьезностью.
Этика и защита интересов ребенка. Мед. достижения принесли с собой сложные этические
проблемы. Педиатрический психолог находится в уникальном положении, обязывающем его оказывать
помощь не только мед. системе, но также пациенту и его семье. Когда требуется принять решение о
том, стоит ли продолжать лечение, помочь мед. системе понять психол. воздействие ее лечения, или
распознать более трудноуловимые формы плохого обращения с пациентом, педиатрический психолог
способен удовлетворить потребность, к-рую не может удовлетворить никакой др. чел. внутри системы.
Исследования
Любая новая научная область должна утверждать себя не только через оказание услуг, но и через
исслед. Психологов готовят не только как практиков, но и как исследователей, лишь профессиональный
|