характеризует воспринимающего (чел. или животное) как активно реагирующего на инвариантные
отношения в окружающем мире.
Восприятие картины. Может ли наблюдатель естественным образом декодировать двумерную
проекцию сцены, изображенной на картине? Должны ли мы учиться видеть картины?
Исслед. в этой области были сосредоточены на особых популяциях с ограниченным опытом
восприятия картин, таких как животные, представители «примитивных культур» и дети. Хотя все они
легко опознают изображенные на картинах объекты, восприятие пространства представляет для них
более сложную задачу. По данным одного исслед., четырехлетние дети в качестве «лучшей» выбирают
картину с фотографической перспективой, а взрослые предпочитают картины с более измененной
перспективой, тогда как по данным др. исслед. фотографическая перспектива вызывает неприятие как у
детей (школьного возраста), так и у взрослых.
Восприятие событий. Исслед. восприятия событий открыли поразительные возможности
зрительной системы в том, что касается ее способности за минимальное время организовывать
воспринимаемый мир. Предположим, что проволочную одежную вешалку сначала растянули, а затем
дважды согнули пополам. Если с помощью сильного источника света спроецировать ее тень на
полупрозрачный экран, то можно увидеть множество изогнутых линий. Но стоит нам заставить эту
подвешенную на бечевке проволочную массу вращаться, мы увидим трехмерный комок проволоки т.
е. ее истинную форму, а не плоское, бессмысленное сплетение кривых линий. Это явление известно под
названием кинетического эффекта глубины. В др. демонстрационном опыте большой квадрат
сжимается до меньшего размера, сохраняя форму и положение, но наблюдатель видит не большой
квадрат, уменьшающийся в размерах. Наблюдателю кажется, что квадрат удаляется от него и, когда он
снова увеличивается, что квадрат приближается к нему. Квадрат сжимается и расширяется в двух
измерениях, однако НС наблюдателя, по-видимому, предпочитает трехмерную интерпретацию.
Движущиеся картины. Восприятие движущихся картин (напр., кинокартин) содержит
интересные проблемы П. о. Кинокартина должна в реалистической манере воспроизводить движение в
естественном окружении и к тому же рассказывать убедительную, хотя и вымышленную историю.
Последовательное развертывание действия предполагает резкие монтажные переходы от одной сцены к
др., крупный, средний и общий планы, различные ракурсы. Последствиями неудачного монтажа м. б.
перцептивные и концептуальные скачки и непреднамеренные двигательные эффекты. Контекст имеет
первостепенную важность в определении смыслового значения сцены. Из-за множества
концептуальных факторов, входящих составной частью в процесс создания фильма, мы не можем
толковать кинокартину в прямой перцептивной манере на основе непосредственно воспринимаемого на
экране действия.
Восприятие музыки. Музыкальные звуки имеют тенденцию группироваться по частоте,
высокие отдельно от низких. При конкуренции частот в каждом ухе для праворуких характерно
слышать высокие частоты в правом ухе (с корковой проекцией в левом или речевом полушарии), а
низкие частоты в левом ухе (с корковой проекцией в правом полушарии, отвечающем в большей
мере за обработку пространственных признаков). Это непосредственное чувственное впечатление
возникает даже тогда, когда оно противоречит реальным отношениям частот физ. раздражителя. Если
музыкальную строчку проиграть в восходящей и нисходящей гамме т. о., чтобы одним ухом
воспринималась восходящая нота, а др. нисходящая, испытуемые будут слышать две мелодии (в
высокой и низкой тональностях) и к тому же слышать высокие частоты в одном ухе, а низкие в др.
Диана Дойч называет эти феномены «музыкальными иллюзиями»; они иллюстрируют сильную
доминирующую тенденцию к близости по частоте тонов и к раздельному группированию высоких и
низких тонов. Принцип «хорошего продолжения», казалось бы, позволяет испытуемым следовать в
восприятии восходящему и нисходящему звукоряду, однако группирование по высоте тона одерживает
верх. Испытуемые узнают мелодию, исполняемую в разных тональностях. Никто из них не утверждает,
что мелодия звучит одинаково, но все отмечают сохранность структурных отношений (между нотами).
Это и есть транспозиция. Мн. музыкальные соотношения строятся на этом базисном феномене и его
связях с др. феноменами восприятия.
Восприятие речи. Речь как акустический раздражитель воспринимается категориально. Речевой
сигнал, состоящий из множества колебаний, воспринимается как один звук. Здесь можно провести
аналогию с цветовым спектром, когда длины волн непрерывно изменяются в диапазоне от 400 до 700
мкм, однако мы воспринимаем дискретные цвета красный, зеленый, синий и желтый.
В интегрировании наших речевых перцептов важную роль играет пауза. Функция коротких пауз
заключается в обеспечении акцентов и произнесении взрывных согласных. Увеличение длительности
|