фрикативного звука (как в shh [ш-ш])
тж помогает произносить взрывные согласные. Паузы
способствуют орг-ции речевого восприятия.
На восприятие речи влияет зрение (межсенсорный эффект). Мак-Гурк и Мак-Дональд показали,
что, когда движение губ говорящего соответствует произнесению одного звука, но при этом
произносится др. звук, наблюдатель воспринимает некий компромиссный вариант. Звучащее bа [ба]
при положении губ, соотв. произнесению звука gа [га], воспринималось испытуемыми на слух как da
[да]. Сам по себе звук bа [ба]
легко и безошибочно распознавался ими на слух, однако вид губ
говорящего, произносящих несовместимый звук, создавал условия для компромиссного восприятия.
Дети не были столь подверженными влиянию зрительной информ., и поэтому зрительно-слуховой
эффект, должно быть, осн. на опыте.
Межсенсорные связи. П. о. распространяется на взаимосвязи между органами чувств. Уже
младенцы способны сознавать, что воспринимаемая на ощупь форма эквивалентна той, к-рую они
прежде видели. Эффектная демонстрация кросс-модальной эквивалентности, не осн. на опыте, получена
в эксперименте Уайта и его коллег. Слепых взрослых учили пользоваться устройством, к-рое
транслировало зрительные паттерны в импульсы, передаваемые к закрепленным у них на спине
механическим вибраторам. Приближающийся визуальный объект увеличивался в размерах, и все
большее число вибраторов приводилось в действие. Нек-рые слепые испытуемые резко наклонялись в
ответ на «разрастание» этого тактильного объекта бесспорный пример кросс-модальной
эквивалентности во второй сенсорной модальности, тактильной, где объекты не могут увеличиваться в
размерах. Это впечатляющее доказательство единства всех наших чувств.
Системы сигнализации. Орг-ция слуховых и обонятельных систем сигнализации имеет ряд
общих интересных особенностей. Сигналами тревоги у мелких птиц служат постепенно нарастающие
высокочастотные звуки. Такой сигнал очень трудно локализовать. И те виды птиц, к-рые подают сигнал
тревоги, и мн. др. виды, к-рые его слышат, могут укрыться от хищника, такого как ястреб. Однако
призывы к спариванию являются более специфичными. Они обеспечивают индивидуальную
идентификацию вида, а их форма краткое кудахтанье и чириканье позволяет легко определить
местонахождение особи. Обонятельные феромоны, используемые насекомыми в качестве сигналов
опасности, обнаруживают удивительное сходство, тогда как их половые феромоны являются узко
специфичными и сильнодействующими. Широта систем тревожной сигнализации в противоположность
специфичности систем привлечения полового партнера поразительно сходный принцип орг-ции в
двух различных модальностях.
Заключительные замечания. Постгештальтистское понимание принципов П. о. связано с более
ранними работами гештальтистов, однако его лучше всего оценивать как смещение интереса на
проблемы, близкие к классическим. Исслед. восприятия речи, событий, музыки, запахов и
возможностей замещения пораженных сенсорных систем все это типичные примеры исслед., осн. на
недоступных представителям классической гештальт-психологии технологиях. Тем не менее
центральная тема гештальт психологии тема естественной орг-ции всех перцептивных процессов
прочно удерживает свои позиции.
См. также Воспринимаемый размер, Константность, Контекстуальные ассоциации,
Восприятие (перцепция), Перцептивные искажения, Перцептивный транзакционализм
Р. Д. Уолк
Перцептивное развитие (perceptual development)
Зрение. С момента рождения дети уже обладают нек-рыми зрительными умениями, но наиболее
существенное совершенствование зрительной системы чел. происходит в течение первого года жизни.
Младенцы, к-рым еще нет и месяца, способны отличить решетку из черных и белых вертикальных
полос толщиной в 1/8 дюйма (3,2 мм) от серого пятна той же яркости. К 1 г. острота их зрения
сопоставима с остротой зрения взрослых. В самом начале младенцы плохо контролируют движения
глаз, и их глаза время от времени совершают несогласованные, разнонаправленные движения. Однако
их система аккомодации более совершенна, чем некогда считалось; они демонстрируют одинаковую
остроту зрения при изменении расстояния до объекта от 30,5 см до 1,52 м.
К 3 месяцам младенцы приобретают цветовое зрение. Они способны к различению цветов
спектра. Более того, они рассортировывают цвета, используя те же категории, что и взрослые.
По мере роста младенцы все больше предпочитают кривые линии прямым, трехмерные
конструкции плоским и композиции с множеством мелких элементов композициям из неск.
|