Вместо того, чтобы быть пассивными слушателями, младенцы активно реагируют на речь
взрослого. В одном исслед. обнаружено, что движения младенца синхронизируются или совпадают по
времени с речью взрослого уже с рождения или немного позднее. Младенцы реагировали на
английскую и китайскую речь, но не обнаруживали никаких реакций на такие звуки, как несвязные
гласные или постукивание. Такая чувствительность к речевым паттернам, возможно, играет какую-то
роль в подготовке младенца к последующему овладению языком.
В ряде исслед. было показано, что младенец в возрасте от нескольких дней до 1 месяца уже
способен отличить голос матери от голосов др. женщин и может даже реагировать на свое имя, при
условии его отчетливого произнесения матерью. Такое слуховое узнавание матери предшествует
развитию зрительного узнавания и, вероятно, играет важную роль в формировании привязанности
младенца к матери.
Различение звуков речи. К 6 месяцам дети способны дифференцировать любые две фонемы,
входящие в состав языка.
Реакция на эмоциональный тон речи. К 7 месяцам дети в состоянии соотносить голоса и лица,
выражающие одинаковые эмоции. Младенцы ожидают услышать веселый голос от изображения чел. с
веселым лицом, а сердитый голос от изображения чел. с сердитым выражением лица.
Пренатальное слушание. Когда будущим матерям на протяжении двух последних месяцев
беременности читали вслух рассказы, их дети, к-рых обследовали через 12 дня после рождения,
предпочитали слушать те рассказы, которые они уже слышали в утробе матери, а не новые. Т. о.
развитие слуховых умений начинается еще до рождения.
Перцептивные умения в области других чувств
Осязание. Чувство осязания младенца в том виде, как оно проявляется в рефлексе поиска груди,
вносит важный вклад в раннее пищевое поведение. Если прикоснуться к щеке малыша, он откроет рот и
повернет голову, энергично пытаясь отыскать сосок груди. Когда рот ребенка встречается с соском, он
автоматически начинает его сосать.
Вкус. Младенцы в первый день жизни обнаруживают вкусовую чувствительность и
предпочитают сладкие жидкости безвкусным. Однако, не вполне ясно, имеет ли вкусовая
чувствительность врожденный или приобретенный характер. Исслед. на крысах показывают, что
питание самки во время беременности сильно влияет на вкусовые предпочтения новорожденных
крысят.
Обоняние. Младенец может отличить запах матери от запаха чужого чел. способность, к-рая
обнаруживается у детей в возрасте примерно 6 недель. Т. о., вместе с видом и звуком матери, ее запах
может играть определенную роль в формировании привязанности младенца к ухаживающему за ним
чел.
Пересмотренный взгляд на перцептивные умения младенца
Перцептивный мир младенца определенно отличается от «беспорядочной смеси мельканий и
шумов», о к-рой писал У. Джемс.
Гораздо менее определенными яв-ся выводы, касающиеся такого спорного вопроса, как
«природа или воспитание». Как предложил Гибсон, лучше прекратить спорить, поскольку вполне
возможно, что это неправильно поставленный вопрос, и направить все исследовательские силы на
выяснение механизмов взаимодействия природы и воспитания. Др. направление исслед. касается
точного определения того, какого рода средовую сенсорную информацию младенцы улавливают и
какова ее роль в когнитивном развитии. Неисчерпаемая изобретательность исследователей,
проявляемая в поисках новых способов ведения разведки перцептивного мира младенца, будет служить
гарантией того, что перцептивные умения маленьких детей будут оставаться притягательным и
плодородным объектом исследовательской деятельности.
См. также Связь и привязанность, Когнитивные (познавательные) способности, Развитие в
раннем детстве, Развитие младенца, Перцептивное развитие
Ф. М. Кодл
Перцептивный стиль (perceptual style)
П. с. предполагает наличие у каждого чел. характерного способа восприятия мира. Мысль о том,
что люди воспринимают мир разными и, главное, своеобразными способами, выглядит довольно
заманчиво. Уже высказывались предположения, что сугубо индивидуальное и отчасти нарушающее
законы восприятия использование цвета и формы некоторыми современными художниками
|