основывается на возможных дефектах их зрения, так что каждый такой художник в точности переносит
свой субъективный опыт на картину. Однако это предположение трудно доказать, как, впрочем, и др.
гипотезы. Действительно ли своеобразие цветовой гаммы и форм у художников определяется
особенностями их восприятия в точном смысле слова или здесь сказывается влияние когнитивных
факторов, в частности, особенностей интерпретации видимого мира? В какой-то мере, когнитивные
стили, имеющие отношение к способу мышления людей, представляются более нейтральным понятием
по сравнению с П. с. В добавок ко всему, в этой области исслед. всегда существует проблема получения
надежных и повторяемых данных.
Что касается маленьких детей, то тут действительно можно утверждать, что они воспринимают
мир более глобально и менее дифференцированно, чем взрослые. Об этом можно судить не только по
их недостаточно развернутым словесным описаниям, но и по гораздо менее дифференцированным и
менее точным паттернам движений глаз и рук (в ходе ориентировочно-исследовательской
деятельности) по сравнению с таковыми у старших детей и взрослых.
В 1950-х 1960-х годах Г. Виткин использовал понятия «поленезависимость» и
«полезависимость» для описания индивидуальных различий в результативности выполнения
перцептивных задач. Виткин предлагал испытуемым 3 главные задачи: тест замаскированных фигур,
тест стержня и рамки и тест наклонной комнаты. Поленезависимые испытуемые могут игнорировать
конфликтующую (с целевым объектом) визуальную среду при отыскивании скрытой фигуры (в тесте
замаскированных фигур) или определении истинной вертикали (в тестах стержня и рамки и наклонной
комнаты). Полезависимые более подвержены влиянию визуальной среды, что приводит к худшим
результатам при выполнении теста замаскированных фигур и к
опоре на зрительную, а не на
гравитационную систему отсчета при выполнении других заданий. Показатели успешности выполнения
3-х этих задач коррелируют между собой. Виткин также показал связь результатов выполнения
перцептивных задач с различными измерениями личности. Поленезависимость и полезависимость до
сих пор остаются предметом интенсивных исслед.
Пожалуй, единственным твердо установленным «перцептивным стилем» яв-ся «стиль
незрелости». Дети в меньшей степени способны дифференцировать зрительное поле, чем взрослые.
Помимо детей, те же эффекты демонстрируют взрослые с определенными локальными поражениями
головного мозга.
См. также Контекстуальные ассоциации, Восприятие (перцепция), Перцептивный
транзакционализм
Р. Д. Уолк
Перцептивный транзакционализм (perceptual transactionalism)
Восприятие направляется прошлым опытом, предположениями воспринимающего и
индивидуальными различиями в прошлом опыте.
Все наиболее известные доказательства этого утверждения основываются на неопределенностях
чисто геометрических проекций. Прежде всего, к ним можно отнести результаты опытов с
«перекошенной комнатой» Эймса, вращающимся трапецивидным окном и знакомыми предметами,
размер проекций к-рых изменяют в пустом пространстве.
«Перекошенная комната» построена по законам элементарной геометрии: бесконечное
количество неподвижно закрепленных плоскостей при меняющемся расстоянии от них до наблюдателя
могут давать совершенно одинаковые проекции. «Перекошенная комната» Эймса создавалась с таким
расчетом, чтобы сетчаточная проекция в глазу наблюдателя соответствовала обычной прямоугольной
комнате, даже если один ее угол находится от него на гораздо большем расстоянии, чем другой.
Человек, стоящий в ближнем (к наблюдателю) углу такой комнаты, выглядит великаном, а
находящийся в дальнем углу карликом. Эта иллюзия предполагает, что наблюдатель смотрит одним
глазом и держит голову неподвижно. Подобные курьезы геометрической перспективы хорошо
известны, и первые упоминания о них датируются, по меньшей мере, XVI в.
Находящийся в «перекошенной комнате» человек, с к-рым у наблюдателя сложились прочные
эмоциональные связи (напр. супруг или возлюбленный), воспринимается с существенно меньшими
искажениями, чем незнакомец.
Вращающееся трапецивидное окно представляет собой раму окна, выкрашенную под трапецию
т. о., что ее большее основание находится ближе к наблюдателю. При вращении такого окна (вокруг
вертикальной оси) оно будет выглядеть раскачивающимся взад и вперед, тогда как обычное
|