Navigation bar
  Print document Start Previous page
 897 of 1766 
Next page End  

пациента могут быть мобилизованы душевные силы для совладания со стрессом и лучшей заботы о
себе, он может вступить на поднимающуюся спираль, оптимально используя свой остаточный
потенциал. К состояниям, создающим серьезные эмоциональные и поведенческие проблемы для
пациентов, относятся: паралич вследствие повреждения позвоночника высокого уровня,
инвалидизирующие травмы, тяжелые ожоги, диагноз рака, ожидание большой хирургической операции,
сердечный приступ, гемодиализ в связи с почечной недостаточностью, эпилепсия, гемофилия и диабет.
Такие состояния, особенно в детстве, могут вызвать тяжелые состояния тревоги, чувства стигматизации
и необходимости соблюдения неудобных и аверсивных лечебных режимов. Поздний возраст может
вызывать разнообразные проблемы приспособления к радикально изменившимся условиям жизни. У
пожилых людей чувство слабости может вызывать депрессию, или симптомы депрессии могут быть
ошибочно приняты за проявления сенильности. П. м. вносит все возрастающий вклад в решение этих
проблем.
Терапия и реабилитация
В качестве прикладного аспекта физ. медицины важным достижением стала разраб.
поведенческих методик, полезных для терапии и реабилитации. Привлекательной особенностью мн. из
них яв-ся то, что они не предполагают каких-то обязательных процедур с пациентами, а состоят в
обучении пациентов делать что-либо для своей пользы.
Принимая во внимание влияние стрессовых состояний на здоровье и признавая болезнь сильным
стрессором, нетрудно понять, почему утешение и поддержка больных всегда были важной задачей иск-
ва медицины. Однако, по мере развития эффективных лечебных технологий, физ. медицина все более
пренебрегала этой важнейшей, но отнимающей много времени функцией, создавая потребность в соотв.
службах и специалистах П. м. Во мн. случаях обращения к врачу, за соматическими жалобами стоят
соц. и эмоциональные проблемы. Так, было установлено,
что предоставление адекватных форм
сокращенной психотер. может существенно уменьшить общий объем работы в клинике.
Мн. формы психол. терапии оказались полезными в клинике. Общее эклектическое осмысление
теории научения, когнитивных процессов, психодинамики, соц. факторов и специфических мед.
аспектов состояний, к-рые подлежат лечению, яв-ся полезным и часто существенным фоном для
применения тех или иных конкретных поведенческих методик. Ниже описываются 3 осн. подхода —
поведенческая терапия, обучение релаксации и биологическая обратная связь, к-рые ни в коем случае не
исчерпывают всех возможностей П. м.
Поведенческая терапия. Поведенческая терапия использует для модификации поведения ряд
экспериментально установленных законов научения и клинически проверенных методик. Главная идея
приложений теории научения к физ. медицине состоит в том, что если болезненное поведение
подкрепляется сильнее, чем здоровое, оно будет сохраняться и после исчезновения органической
причины заболевания. Мощным видом подкрепления такого поведения яв-ся сочувствие и внимание
членов семьи и медперсонала, освобождение от неприятных обязанностей и режимов, пенсия по
инвалидности, обезболивающие и снотворные лекарства. Простейший тип болезненного поведения,
обычно подкрепляемого таким способом, включает такие сигналы страдания, как стоны, ограничение
физ. активности, просьбы обезболивающих лекарств, крайняя зависимость, утомляемость, слабость,
головные боли, головокружение и др. разнообразные жалобы, не имеющие под собой органической
основы или несоразмерные результатам объективного обследования. В результате пациент не
использует свои потенциальные возможности. Поведенческая терапия показана в тех случаях, когда
адекватная органическая причина болезненного поведения отсутствует, тогда как его сильное
подкрепление, наоборот, присутствует. Целью ее яв-ся устранение этого подкрепления и обеспечение
подкрепления здорового поведения, сначала в клинической обстановке, а затем и в обычной жизненной
среде пациента.
Поведенческая терапия оказалась полезной в разных клиниках. Одним из наиболее ранних и
наиболее исследованных подходов было лечение болевого синдрома без сопутствующей органической
основы. Она тж использовалась для обучения больных контролировать такие различные симптомы, как
рвота и энурез, для минимизации беспомощности пациентов со сниженной способностью справляться с
повседневными делами в результате физ. болезни или травмы, и чтобы помочь пожилым людям
добиться большей независимости. Она помогала пациентам приспособиться к лечебным режимам, напр.
к приему прописанных лекарств, включиться в физ. упражнения для развития атрофированных мышц и
участвовать в др. формах физ. терапии. Патологическая боязнь таких мед. процедур, как взятие крови,
инъекции, гемодиализ и стоматологические процедуры, устранялась обучением релаксации с
последующим поэтапным приближением пациента к вызывающий страх процедуре в комбинации с
Hosted by uCoz