демонстрацией врачом др. пациентов в качестве спокойных моделей. Приведенные примеры далеко не
исчерпывают разнообразных возможностей использования поведенческой терапии.
Обучение релаксации. Методика обучения релаксации была разработана Джейкобсоном в 30-х
гг. Он обучал пациентов тому, как последовательно напрягать и расслаблять группы мышц и
сосредоточиваться при этом на ощущениях, вызываемых релаксацией. Пациенты должны были учиться
расслабляться все больше и больше. К этой процедуре впоследствии добавились такие приемы, как
концентрация на релаксирующих образах, монотонное повторение слова, равномерное глубокое
дыхание и пассивная концентрация на вызываемых ощущениях тепла и тяжести. Пациенты получают
задания для домашней тренировки, часто с использованием инструктирующей аудиозаписи. При этом
вне клиники фиксируются повседневные раздражители (ожидание красного света на светофоре,
телефонный звонок), вызывающие внутреннее напряжение и используемые затем в качестве мишеней
для тренировки
быстрой релаксации. У мн. пациентов такие процедуры снижают стресс, как и его
гормональные и др. физиолог. индикаторы. У нек-рых больных, однако, глубокая релаксация вызывает
чувство дезориентации, потери самоконтроля или пугающие образы эффекты, к-рые должны
сниматься более традиционными психотерапевтическими методами. Ибо можно быть полностью
расслабленным и, в то же время, панически бояться чего-то.
Осознанное практикование релаксации помогает пациентам с различными расстройствами:
болезнью Рейно (болезненное сужение сосудов пальцев при воздействии стресса или холода), астмой и
сердечными аритмиями. Релаксация яв-ся полезным компонентом естественных родов.
Биологическая обратная связь. Биологическая обратная связь требует использования
измерительных приборов для предоставления пациентам и их врачам информ. (т. е., обратной связи) о
том, что происходит в организме. Она показана в случаях, когда: а) желательное с т. зр. терапии
направление изменения достаточно очевидно; б) реакция, вызывающая такое изменение, может быть
освоена пациентом; в) реакция, вызывающая это изменение, тормозилась ошибочным представлением
больного о ее недоступности или неприемлемости и г) непрерывный контроль процесса может дать
больше полезной для лечения информ.
Мн. больным, достигшим предельного улучшения с помощью методов традиционной физ.
терапии (относящихся, собственно говоря, к методам поведенческого лечения), удается помочь
добиться существенного улучшения с помощью биологической обратной связи. Когда обучение,
сопровождаемое биологической обратной связью, дает возможность достаточно юным пациентам или
детям с последствиями родовой травмы, до этого фактически беспомощным, самостоятельно есть и
одеваться, а позднее работать и содержать себя, совокупная экономия расходов в результате
сокращения объема их мед. и соц. обслуживания за период средней продолжительности жизни делает
этот недешевый метод лечения экономически крайне выгодным.
Биологическая обратная связь хорошо зарекомендовала себя в лечении целого ряда др.
состояний, таких как недержание кала, лекарственно-устойчивая эпилепсия и боли, вызванные
нарушением кровотока в нижних конечностях. Благодаря достижениям микроэлектронной технологии,
в нашем распоряжении оказываются миниатюрные измерительные устройства, позволяющие проводить
более широкий терапевтический тренинг в домашних условиях, а тж идентификацию особо стрессовых
для конкретного больного ситуаций в качестве первого шага на пути к совладанию с ними.
См. также Акупунктура, А-тип личности, Модификация поведения, Биологическая обратная
связь, Эндорфины/энкефалины, Службы системы здравоохранения, Психология здоровья, Целостное
здоровье, Мышечная релаксация, Психофизиология, Психосоматические расстройства, Реабилитация,
Социопсихофизиология, Контроль веса
Н. Миллер
Поведенческая терапия: проблемы и вопросы (behavior therapy: problems and issues)
П. т. яв-ся все более принимаемой частью психиатрического здравоохранения, приносящей с
собой поток профессиональных вопросов, касающихся клинических стратегий, подготовки
специалистов, лицензирования, методологии, юридической ответственности и ограничений, а тж массу
проблем, возникающих в повседневной практ. деятельности.
Поведенческие процедуры восходят к античности. Новым является их систематическое
применение и формулирование принципов с позиций научной методологии. Эту методологию отличают
следующие признаки: объективность, квантификация, воспроизводимость, валидизация, проверка
гипотез, опора на объективные результаты и разум вместо обращения к авторитетам и обязательность
|