предпринимаемые для информирования, инструктирования, подкрепления и оказания др. форм
поддержки клиента. Каким бы ни был баланс ответственности за осуществляемое воздействие,
вмешательство действует на проблему в результате прямого влияния на поведение клиента,
манипулирования факторами среды или того и другого вместе.
Оценка улучшения состояния клиента. После проведения любого из воздействий, включенных в
стратегию П. в., специалист начинает отслеживать реакцию клиента. Для обеспечения непрерывной
обратной связи в отношении эффектов вмешательства используется клиническая оценка (case
evaluation). Чтобы следить за ходом изменений, вызываемых вмешательством, специалист может
применять свободные методы, такие как личное наблюдение, или структурированные методы, такие как
тесты. Независимо от используемых методов, текущая клиническая
оценка крайне важна для
обеспечения эффективности воздействия и определения момента, когда его цели будут достигнуты.
Отношение «специалист
клиент». Когда в решение проблемы вовлечены двое или большее
число людей, межличностные отношения становятся неотъемлемой составляющей процесса. Поэтому
поддержание позитивных, продуктивных отношений с клиентом существенным образом сказывается на
результате совместного решения проблемы. Такие отношения благоприятствуют созданию
поддерживающей среды, необходимой для изменения клиента, и формируют у него доверие к
специалисту по П. в.
Динамика процесса. Только что описанные составляющие процесса П. в. представляют собой
тесно взаимосвязанный комплекс элементов. Поэтому было бы редкостью обнаружить процесс,
осуществляемый в такой же строгой последовательности, как вышеизложенная. Скорее каждый
индивидуальный случай накладывает свой отпечаток на манеру осуществления вмешательства
конкретным специалистом. В целом, однако, первую фазу вмешательства можно охарактеризовать как
диагностическую. Она включает первые четыре составляющие, имеющие отношение к анализу
проблемы. Вторая фаза фаза действия состоит в осуществлении определяемых стратегией
вмешательства воздействий с целью решения проблемы. Цель третьей фазы фазы обратной связи
обеспечить специалиста и клиента информацией об эффективности П. в. Если фаза действия была
успешной, клиническая оценка подтверждает это и процесс вмешательства в отношении заявленной
проблемы можно прекратить. Если фаза действия оказалась частично или полностью неэффективной,
процесс может быть повторен специалистом в поисках новых исходных данных, позволяющих
скорректировать воздействие. Непрерывные отношения специалиста с клиентом поддерживаются во
всех трех фазах процесса П. в., чтобы обеспечить поддерживающие условия, необходимые для
совместного решения проблемы.
См. также Клиническая психология, Консультирование, Психотерапия, Методики психотерапии,
Социальная работа
Д. Фост
Поведенческое моделирование (behavioral modeling)
П.
м. можно определить как процесс, при к-ром некий индивидуум (модель) служит для
иллюстрации поведения, к-рое может имитироваться или перениматься на уровне мыслей, аттитюдов
или внешнего поведения др. индивидуумом (наблюдателем). Такой моделью может яв-ся реальный чел.,
герой фильма, лицо, описанное в любом др. носителе информ., например печатном издании, или даже
воображаемый персонаж. Когда наблюдатели намеренно используются в качестве своих собственных
моделей, этот процесс называется самомоделированием (self-modeling). Практ. приложения П. м.
существенно различается как процедурно, так и в своих теорет. основах.
Общие принципы
А. Бандура, самый знаменитый поборник стратегий П. м., выделил 4 необходимых для успеха
элемента: внимание к моделируемым событиям; сохранение в памяти того, что наблюдается;
способность воспроизвести моделируемые образцы поведения и мотивацию к их воспроизведению.
Характеристики модели также вносят вклад в эффективность самой процедуры. Использование
похожих моделей, множественных моделей и демонстрация справляющегося исполнения роли (в
противоположность «мастерскому») все это оказалось факторами, повышающими эффективность П.
м. В ряду важнейших факторов также часто упоминается способность наблюдателя
«идентифицироваться» с данной моделью.
Когда модель оказывается похожей, наблюдатель будет уделять ей больше внимания и
демонстрировать большую способность к воспроизведению наблюдаемого поведения. Поскольку при
|