этом первостепенную роль играет само наблюдаемое поведение, поведенческое сходство будет иметь
большее значение, чем внешний облик, соц. происхождение и т. п., и модели, демонстрирующие
необычное поведение, могут оказываться в большей степени отвлекающими, нежели эффективными.
Использование множественных (разнообразных) моделей может улучшать величину эффекта и его
генерализацию на др. ситуации.
Справляющиеся с трудностями или «борющиеся» модели иногда оказываются более
эффективными, чем модели мастерства (которые демонстрируют лишь превосходный или
профессиональный уровень исполнения), однако соответствующие исслед. характеризуются
смешанными результатами, особенно с учетом того, что модели обладающие более высоким статусом
также могут оказываться эффективными. Возможно, лучшим решением здесь будет не выделять статус
модели или ее способность достичь успеха в противоположность мастерству исполнения как отдельные
самостоятельные факторы, а рассматривать их с т. зр. вклада в привлечение внимания и того, насколько
четко они демонстрируют умения, к-рые яв-ся адекватными и отвечающими возможностям данного
обучающегося.
Характеристики наблюдателя и ситуации также влияют на эффективность П. м. Иногда
научению на основе наблюдения необходимо обучать как самостоятельному навыку (напр.,
страдающих аутизмом детей). Акцентирование положительного последствия или вознаграждения за
целевое поведение может повышать эффективность модели. Однако важно отметить, что демонстрация
неудач в «моделировании негативных последствий» действует как сдерживающий фактор. Обратное
зачастую приводит к трагическим последствиям. В частности, зафиксирована связь между
неоднократным показом телевизионных инсценировок подростковых суицидов с последующим
увеличением суицидов среди молодежи.
П. м. обычно имеет место на одной из начальных стадий цикла научения: исходная информ.,
моделирование, практика, обратная связь и прямая связь. Оно также может использоваться в качестве
изощренного компонента в сложных приложениях теории научения.
Приложения поведенческого моделирования
П.м. активно используется и исследуется в разнообразных областях. Примеры его применения
сведены ниже в б широких категорий.
Профессиональное обучение. П. м. часто используется для обучения персонала в сфере
обслуживания. Напр., П. м. по видеозаписи использовалось в качестве основного компонента при
обучении медперсонала действиям при возникновении экстренных психиатрических ситуаций и в
качестве вспомогательного, но ключевого компонента при подготовке американских военнослужащих
низшего командного состава. Др. популярные области включают обучение учителей и консультантов,
где оно оказывается более эффективным в приобретении специфических умений и навыков по
сравнению с ролевой игрой или методикой обратной связи.
Социальные умения в повседневной жизни. П. м. на живом примере широко используется как
часть программ тренинга соц. навыков. Видеомоделирование яв-ся осн. компонентом многих
комплексных программ и вспомогательным элементом в ряде др. ситуаций. Оно использовалось в
качестве главного компонента в столь различных тренинговых программах, как обучение
изолированных детей младшего школьного возраста преодолевать застенчивость или демонстрация
альтернатив соц. поведению, связанному с употреблением наркотиков, агрессией и др.
противозаконными или вредящими здоровью занятиями. Напр., фильмы об уч-ся, преодолевающих соц.
давление своих курящих сверстников, оказались эффективными в соответствующих программах для
подростков. Наиболее эффективными оказываются программы, в к-рых делается акцент
не на
демонстрации негативных последствий (ранняя смерть от ракового заболевания), а на адаптивном
совладании (противодействие принуждению без нарушения дружеских отношений).
Родители и дети. Различные формы П. м. широко использовались в программах родительского
тренинга. Несмотря на то, что в приобретении умений в воспитании и уходе за детьми ничто не может
заменить реальной практики, столь же очевидно, что наблюдение эффективных моделей может
оказаться чрезвычайно необходимым и полезным в начале такой практики. Родительский тренинг
преимущественно связан с обучением родителей конструктивному поведению в проблемных ситуациях
с детьми. Др. подход заключается в непосредственном обращении к проблемам самих детей путем
обучения их самоуправлению и саморегуляции. П. м. здесь также оказывается эффективным, с
использованием для этой цели сверстников или взрослых.
Подготовка к медицинским и стоматологическим процедурам. Для подготовки людей
(особенно детей) к болезненным мед. процедурам широко используется моделирование стратегий.
|