Еще на протяжении 1960-х гг. моду можно было объяснить на основе теории «просачивания
сверху» (trickle-down theory),
согласно к-рой новые подходы впервые опробовались передовыми
представителями высшего класса, чья жизнь широко освещалась в СМИ. Затем с этой новой моды
изготавливались образцы для средних классов. Далее этими модными вещами начинали пользоваться
представители смежных групп, после чего начинали производиться их более дешевые варианты для
низших классов. Изменения, произошедшие в структуре американского об-ва 1960-х гг. после убийства
в 1963 г. Джона Ф. Кеннеди, привели к возникновению подхода к моде по типу «просачивания снизу»
(«trickle-up»), когда группы, прежде считавшиеся париями, вносят новые идеи, к-рые впоследствии
перенимаются женщинами средних и высших классов, примером чему может служить мода на ботинки,
цветные чулки, мини-юбки и шорты.
С распространением феминистского движения после 1968 г., об-во стало с меньшим одобрением
относиться к женщинам, чьим основным занятием являлось ношение дорогих новых вещей.
Джеймс Лэвер в своей книге «Стиль в одежде» (Style in costume)
документально обосновал
существование параллельных сил, регулирующих моду в одежде, архитектуре и обстановке. Так, в
1920-х гг. влияние одной и той же прямолинейной формы можно было обнаружить в небоскребах,
стульях, а тж мужской и женской одежде. Чарльз Виник в работе «Новые люди» (The new people)
соотнес модные силуэты неск. эпох с господствовавшими в это время моральными воззрениями. Др.
интерпретациями моды являются экономическая, марксистская, психоаналитическая (на основе
меняющихся эрогенных зон) и антропологическая (на основе культурных трендов и предсказуемых
изменений стиля).
См. также Одежда, Теория влияния, Влияние сверстников, Социальное влияние
Ч. Виник
Повиновение (obedience)
О П. принято говорить в случае, когда чел. выполняет то, что ему велят сделать. П. яв-ся т. о., по
определению, социально-психологическим понятием, в основе к-рого лежат взаимоотношения между
двумя или более лицами, одно из к-рых предписывает определенную линию поведения, а другое или
другие ей следуют. Психол. характер П. варьирует в зависимости от характера отношений между
подчиненной и начальствующей фигурами. П., однако, более точно относится к открытому акту
согласия (compliance). При переходе от одной ситуации к другой, к П. могут побуждать различные
психол. процессы.
П. может происходить по собственной воле или достигаться путем принуждения. Нередко
добровольное П. и принуждение незаметно сосуществуют. В развитых формах соц. жизни принуждение
обычно замещается добровольным подчинением законной власти. Т. о., люди оказывают повиновение
не просто конкретному чел., а его положению или должности; людям также приходится повиноваться и
продуктам власти, таким как светофоры и системы законов. П. обычно опосредуется принятием ролей,
к-рые представляют собой взаимосвязанные иерархические элементы и составляют, по терминологии
Парсонса, «социальную систему».
Социализация. Насаждение П. начинается в самые ранние годы жизни. Рожденный в состоянии
биолог. зависимости, ребенок сталкивается с многочисленными требованиями родителей,
добивающихся от него больших или меньших уровней дисциплины. Более поздняя фаза социализации в
аспекте П. наступает в школе, где дети попадают в институциональную систему власти, в к-рой они
научаются подчиняться не только отдельным лицам, но также безличным организационным
структурам.
Считается, что такое научение является необходимым для полноценного функционирования в
тех иерархических системах, к-рые характеризуют соц. мир взрослых.
Теории. Фрейд утверждал, что в основе П. лежат либидинальные связи, к-рые образуются между
членами группы и ее лидером. Они не являются полностью взаимными, потому что лидер не в
состоянии любить всех членов безраздельной и абсолютной любовью. Поскольку выбор членами
группы объекта до известной степени блокируется, их либидинальные связи с лидером начинают
основываться на более примитивных процессах идентификации.
В неофрейдистской трактовке повиновения Э. Фромм придает особое значение взаимодействию
психодинамических и социально-исторических факторов. Разрушение ранее предоставлявших
покровительство и защиту структур оставляет чел. нового времени в состоянии тревоги и изоляции; в
качестве одного из способов решения этой проблемы, люди выбирают бегство в тоталитарное
|