различные типы П., обладающие различным воздействием на сохранение. В соответствии с одной из т.
зр., простое повторение стимулов, таких как, напр., номер телефона, создает результат поверхностной
обработки. Такое П. стали назвать поддерживающим, обычно подразумевая, что оно удерживает
информ. в доступном состоянии от одного момента до другого, но не способствует ее более
длительному хранению в долгосрочной памяти. Чтобы это произошло, необходима глубокая
переработка материала, и это происходит посредством др. вида П., называемого организующим.
Организующее П. яв-ся процессом, посредством к-рого формируются связи между новой
информ. и уже хранящейся в памяти. Эта глубокая переработка включает новую информ. в
существующие структуры ассоциативных связей в долговременной памяти. Если вы просто повторяете
телефонный номер, вы проводите поддерживающее П. Однако если вы переработаете телефонный
номер так, чтобы связать его с чем-то, уже известным, как, напр. знакомый адрес или дата, тогда новый
телефонный помер может быть интегрирован в уже хранящуюся информ. Сделав такую намеренную
попытку в то время, когда вы в первый раз называете номер оператору, вы сможете запомнить номер на
более длительное время.
Организующее П. может принимать различные формы, от поиска ассоциативной связи с ранее
выученным материалом до намеренного использования мнемонических приемов или вспомогательных
средств запоминания. В любом случае, чем больше ассоц. есть у новой информ. с уже хранящейся в
памяти, тем более значима новая информ. и тем легче она может быть воспроизведена в дальнейшем.
Тем не менее, и др. факторы, такие как уникальность информ. и ее сходство с уже хранящейся в памяти,
будут также облегчать воспроизведение. Возвращаясь к Эббингаузу, возможно также, что он применял
скорее поддерживающее, чем организующее повторение, так как он преднамеренно избегал любого
осмысленного анализа материала, к-рый он заучивал.
Всегда ли необходимо повторение? Может показаться разумным предположение, что, по
крайней мере, некоторые виды повторения необходимы для того, чтобы информ. сохранялась
постоянно. Т. о., вопрос «Всегда ли необходимо повторение для того, чтобы информ. была сохранена в
долговременной памяти?», кажется, требует прямого утвердительного ответа. Тем не менее, этот
внешне простой вопрос оказывается совсем не таким простым.
До сих пор в центре внимания находилось запоминание таких видов информ., как числа или
слова, к-рые действительно требуют организующего повторения либо для того, чтобы быть временно
сохраненными за пределами короткого времени, ограничивающего кратковременную память, либо
чтобы храниться постоянно. Однако на самом деле бывает и так, когда большой объем информ., по-
видимому, запоминают с малым усилием пли даже без всякого усилия. Кто-то может точно помнить,
где найти определенную часть документа среди нескольких беспорядочных стопок в своем офисе. Или,
встречая одного и того же чел. несколько раз в течение дня, коллега может заметить: «Мы видимся так
редко, но сегодня встречаемся уже в третий раз?»
Эти примеры наводят на мысль о существовании формы автоматической обработки, к-рая, по-
видимому, встречается чаще всего в связи с такой информ., как пространственное расположение и
частота событий. Подобные примеры автоматической обработки относятся к развивающейся области
исслед., к-рую называют по-разному: то бессознательной или непроизвольной обработкой информ., то
скрытым запоминанием или имплицитной памятью. По контрасту с исслед. эксплицитной памяти, в к-
рой намеренное воспроизведение информ. следует за периодом повторения, скрытое запоминание
подразумевает непреднамеренное, неосознанное сохранение, к-рое, по-видимому, не требует
преднамеренного П.
Перспективные направления исследований повторения. С тех пор как Эббингауз создал
новый метод исслед. П., придумав бессмысленные слоги, в распоряжении исследователей появились и
др. новые технологии. Одно из перспективных направлений исслед. в будущем связано с подходом
когнитивной нейронауки, сочетающей когнитивные исслед. с нейропсихологическими и
нейробиологическими наблюдениями. С использованием целого ряда технологических достижений, в
ряде работ было изучено функционирование мозга в процессе П. и поиска информ. в памяти, причем
изучалась память не только у здоровых людей, но и у лиц с нарушениями мнемических функций. Такой
подход дает надежды на новые прорывы в понимании различий между эксплицитной и имплицитной
памятью. Как можно видеть, исслед. памяти без использования П. быстро становится новой
осваиваемой территорией.
См. также Память, Экспериментальные исследования памяти, Процессы поиска и извлечения
информации из памяти, Объем памяти
Ф. М. Кодл
|