Пограничная личность (borderline personality)
Исходя из того, что мн. пациенты демонстрируют смешанные симптомы неопределенной
степени тяжести и меняющегося характера, некоторые теоретики предложили официально использовать
понятие П. л. для характеристики среднего уровня интеграции личности или тяжести прогноза.
Наиболее выраженным симптомом, приписываемым П. л., является глубина и изменчивость их
настроения. П. л. обычно испытывают продолжительные периоды подавленности и разочарования, по
временам перемежающиеся короткими эпизодами эйфории и значительно более частыми эпизодами
раздражительности с саморазрушающим поведением и импульсивными вспышками гнева. Большинство
людей с этим типом личности имеют изменчивую, пеструю биографию, идет ли речь о межличностных
отношениях, учебе или работе. Немногим удается достижение взрослых целей, у большинства
отмечается неровность в выполнении нормальных соц. функций и обязанностей. В их жизни не редки
поражения и неудачи, им не достает благоразумия и умения предвидеть события, они склонны к
отклонению от первоначальных устремлений и неспособны использовать природные данные.
Большинство не в состоянии извлекать уроки из прошлого неудачного опыта и продолжают попадать в
те же самые сложные ситуации и затруднительные положения. Чрезвычайно часты нарушения
идентичности и целей, проявляющиеся в неопределенностях в отношении самооценки, половых ролей и
профессиональных намерений. Их периодически проявляющаяся склонность угрюмо перечить
окружающим часто сменяется субъективными чувствами изоляции, внутренней пустоты и скуки.
Относительная новизна этой официальной диагностической рубрики объясняет отсутствие ист.
традиции или клинической литературы. Тем не менее, имеются предшественники категории П. л.,
относящиеся по существу к той же констелляции признаков. Исходя из биосоциального (с ориентацией
на теорию научения) подхода к личности, Т. Миллон сформулировал следующие диагностические
критерии П.л. в работе Disorders of personality («Расстройства личности»).
- Интенсивные эндогенные настроения (напр., настроение индивидуума все время не
соответствует внешним событиям: он либо подавлен, либо возбужден, либо переживает повторяющиеся
периоды уныния и апатии, перемежающиеся вспышками гнева, тревоги или эйфории).
- Нарушенная регуляция уровня активации (напр., переживание беспорядочных приливов
энергии и нарушение цикла сна бодрствования; характерны периоды, в к-рых аффективное
равновесие и уровень активации постоянно находятся под угрозой).
- Осуждающее самосознание (напр., индивидуум демонстрирует повторяющиеся мысли о
членовредительстве и самоубийстве; дурное настроение и неадекватное поведение периодически
искупаются раскаянием и самоуничижением).
- Тревога зависимости (напр., индивидуум озабочен завоеванием симпатий и сохранением
эмоциональной поддержки, остро реагирует на расставание, жалуется на постоянно преследующий
страх изоляции и утраты).
- Когнитивно-аффективная амбивалентность (напр., индивидуум часто пытается во что бы то ни
стало выразить аттитюды, не соответствующие собственным чувствам; одновременно переживает
конфликтующие эмоции и мысли в отношении себя и других, особенно любовь, ярость и вину).
См. также Руководство по диагностике и статистической классификации психических
расстройств, Расстройства личности
Т. Миллон
Подготовка руководящих кадров (management development)
П. р. к. всеохватывающий, долгосрочный образовательный процесс, сочетающий в себе
обучение с отрывом от работы и обучение на рабочем месте. Она отличается от повышения
квалификации или стажировки своей продолжительностью. Гетцкоу, Форхенд и Джеймс обнаружили,
что годичный курс подготовки с целью развития управляющих для занятия новых должностей в гораздо
большей степени изменял их поведение в сравнении с более короткими курсами обучения. Такая
подготовка м. б. организована в виде длительного и непрерывного процесса, начинающегося со времени
прихода в орг-цию на низшую ступень управленческой иерархии и продолжающегося чуть ли не до
ухода на пенсию с ее высшей ступени. В отличие от профессионального обучения, курс
профессионального развития относится к получению образования, связанного с дальнейшим
расширением умений работающих менеджеров справляться с разнообразием проблем, с к-рыми они
|