психологией, несмотря на всю свою феноменологическую привлекательность. Наконец, от многих
менталистских терминов можно отказаться просто как от мифов, представляющих собой вербальные
операнды, усваиваемые нами в условиях нашей специфической культуры и совершенно лишенные к.-л.
объективных оснований.
По своей сущности, несмотря на различие в частностях и деталях, Р. б. наиболее близок из всех
разновидностей необихевиоризма к классическому Б. Уотсона.
Бихевиоризм сегодня. Р. б. на сегодня остается единственной оказывающей серьезное влияние
разновидностью Б. Другие его формы стали достоянием истории, и интеллектуальные потомки отцов-
основателей уже не разделяют их теоретических воззрений.
Однако Б. как филос. и ист. течение остается объектом интереса со стороны психологов,
философов и историков.
См. также Бихевиоризм: история, Логический позитивизм, Механистическая теория, Вопрос об
отношении души и тела, Намеренное поведение, Телеологическая психология
Т. Г. Лихи
Бихевиоризм: история (behaviorism: history)
В широком контексте развития психологии, науки и американского об-ва Б. имеет чрезвычайно
богатую и насыщенную событиями историю. Очерк его истории проще всего начать с краткого
словарного определения Б. как «психологической школы, считающей, что объективно наблюдаемое на
уровне организма поведение составляет сущность или исключительную научную основу психол.
данных и исследований, и подчеркивающей роль окружения в качестве детерминанты поведения
человека и животных» («Словарь американского (культурного) наследия»).
В психологии возникновение Б. как самостоятельного направления принято связывать с вводным
параграфом статьи, опубликованной Джоном Б. Уотсоном:
«Психология, какой ее видит бихевиорист, является абсолютно объективной экспериментальной
ветвью естествознания. Ее теоретическая цель заключается в предсказании и контроле поведения.
Интроспекция не составляет существенной части ее метода, а полученные с помощью интроспекции
данные не имеют никакой научной ценности, ибо слишком легко поддаются интерпретации на языке
сознания. Бихевиорист, в своем стремлении получить единую сх. анимальной реакции, не признает
разграничительной линии между человеком и животным. Поведение человека, во всей его утонченности
и сложности, составляет лишь часть полной сх. исследования бихевиориста.»
Манифест Уотсона был прямо нацелен на решение проблемы контроля поведения, к-рая сильнее
всех других проблем занимала психологию и общество в первой половине XX в.
Скиннер утверждал, что Б. это «не просто научное изучение поведения, а философия науки,
обращенная к предмету и методам психологии».
Как и в отношении любого другого аспекта психологии, в отношении корней и предыстории Б.
возникали многочисленные споры. Историки психологии современники Уотсона (напр. Э. Г. Боринг,
Эдна Хайдбредер, Р. С. Вудвортс) единодушно считали Уотсона «основателем» Б. Последующие
авторы, изучавшие этот предмет (напр., А. Э. Каздин, Ф. Сэмелсон), рассматривали Уотсона в качестве
«катализатора» движения в направлении от «сознания» к «объективизму», к-рое в то время уже
набирало силу. Они отмечают, что Уотсон не был абсолютно оригинален ни в терминологии, ни в
основаниях того нового подхода, к-рый он назвал Б.
Некоторое представление об общественной реакции на «Бихевиоризм» Уотсона дают, в
частности, комментарии и статьи ведущих газет той эпохи. Здесь можно привести реакцию на наиболее
известное заявление Уотсона, широко цитировавшееся и нередко искажавшееся в те годы: «Дайте мне
дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и возможность воспитать их в устроенном по моим
собственным принципам мире, и я гарантирую, что выберу любого из них наугад и научу его, как стать
специалистом в любой профессии врачом, адвокатом, художником, торговцем и, да, даже нищим и
вором, независимо от его талантов, склонностей, свойств, способностей и расы его прародителей».
Последствия таких утверждений для Б. и для американского об-ва, конечно же, были
огромными. К сожалению, эту цитату обычно вырывали из контекста и выпускали такие ее строки: «Я
выхожу за пределы установленных мною фактов и я признаю это, но точно так же поступали защитники
противоположной стороны и делали это на протяжении тысячелетий. Пожалуйста, заметьте, что когда
этот эксперимент завершится, я смогу позволить себе точно определить тот способ, к-рым надлежит
воспитывать детей, и тот тип об-ва, в к-ром они должны жить».
|