повышения их самооценки, либо для улучшения памяти. Половина испытуемых получила неправильно
маркированные записи; иными словами, одна часть испытуемых думала, что располагала записями,
предназначенными для улучшения их памяти, в действительности предназначавшимися для повышения
самооценки, в то время как другая считала, что располагала записями для повышения самооценки, но
прослушивала записи для улучшения памяти. Спустя 5 недель после прослушивания в результатах
испытуемых не обнаружилось улучшений в самооценке или способностях к запоминанию. Однако,
примерно половина участников исслед. полагала, что достигла улучшений, соответствующих названию
записи, но не ее содержанию. Испытуемые, считавшие, что они слушали запись для повышения
самооценки (независимо от ее фактического содержания), были склонны верить в то, что повысилась их
самооценка, тогда как считавшие, что они слушали запись для улучшения памяти, были склонны верить
в то, что в результате прослушивания улучшилась их память. В действительности же, ни у кого из них в
результате прослушивания не было зафиксировано повышения самооценки или улучшения памяти. На
сегодняшний день проведено девять независимых исслед. подпороговых записей для
самосовершенствования. Во всех 9 исслед. не было обнаружено эффектов, согласующихся с
заявлениями производителей. В 1990 г., в ходе судебного разбирательства дела рок-группы Judas Priest,
судья Дж. К. Уайтхед выслушал аргументы за и против возможности П. в. Его решение в пользу рок-
группы и студии CBS Records во многих отношениях может рассматриваться в качестве итоговой
оценки возможности П. в.
В своем решении, судья Уайтхед констатировал: «Представленные научные исследования не
свидетельствуют о том, что подпороговые стимулы, даже если они и воспринимаются, могут вызывать
поведение такого масштаба (т. е., совершение самоубийства). Существуют другие факторы, которые
объясняют поведение покойных независимо от подпороговых стимулов».
См. также Реклама, Эффект Барнума, Процессы коммуникации, Обман, Мотивация
Э. Р. Пратканис
Подпороговое восприятие (subliminal perception)
В конце 1950-х гг. большую обеспокоенность в об-ве вызвали заявления о том, что существует
метод предъявления рекламных сообщений, к-рый может влиять на поведение на бессознательном
уровне. Процедура подразумевала использование быстро появляющихся на экране сообщений, размер,
скорость или яркость к-рых представлялись явно недостаточными для того, чтобы вызвать их
осознание. Такие стимулы наз. подпороговыми. П. в. происходит в тех случаях, когда такие стимулы,
даже если они оказываются незамеченными, каким-то образом оказывают воздействие на последующее
поведение.
Существуют серьезные сомнения в отношении способности подпороговых стимулов оказывать
существенное влияние на поведение, не говоря уже о возможности их использования для побуждения
людей к совершению конкретных действий или усвоению определенных аттитюдов. Большинство
имеющихся фактов говорит о том, что испытуемые сталкиваются со значительными трудностями при
извлечении смысла из подпороговых стимулов. По-видимому, воздействие такого рода скрытых
стимулов, скорее всего, проявляется на аффективном, или эмоциональном уровне.
Одной из ил. роли эмоциональных факторов в П. в. может служить феномен перцептивной
защиты. Этот процесс, благодаря
к-рому возникает эмоциональная, но неосознаваемая реакция на
стимулы, иногда тж наз. субцепцией.
См. также Восприятие (перцепция), Избирательное внимание
С. Корен
Подходы к учению (approaches to learning)
Одной из отличительных особенностей совр. исслед. в области пед. психологии яв-ся
повышенное внимание, уделяемое экологической валидности. В отличие от просматривающейся в
общем русле психол. науки тенденции к разраб. принципов научения применительно к широкому
охвату различных ситуаций, в пед. психологии сегодня существует тенденция к созданию
объяснительных конструктов в отношении специфических пед. контекстов. Резник иллюстрирует этот
тип научной работы на примерах изучения учеб. ситуаций в классе. Новая область исслед. в Европе и
Австралии посвящена учению студентов, и в ней уже разраб. понятийный аппарат, используемый при
конструировании описаний подходов к учению, прочно укоренившихся в опыте студентов.
|