См. также Контекстуальные ассоциации, Фигура/фон, Перцептивная организация
М. Ройдер
Полемика о роли природы и воспитания в развитии (nature-nurture controversy)
Т. н. «полемика о роли природы и воспитания в развитии» на самом деле представлена
нескончаемыми спорами вокруг относительной роли наследственности (природы) и среды (воспитания)
в формировании истинно челов. качеств.
Эти споры не прекращаются не столько в силу сложности затрагиваемых в них научных
проблем, хотя мн. из них действительно сложны, а из-за того, что предлагаемые альтернативные
решения воспринимаются как имеющие самые серьезные последствия для лелеемых взглядов и
убеждений (нередко имеющих религиозную или политическую окраску), касающихся таких вопросов
как равенство людей, соц. справедливость, индивидуальная ответственность и характер самой
цивилизации.
Совокупность споров, собранных под общим назв. «полемика о роли природы и воспитания в
развитии», можно классифицировать по-разному. Одна классиф. возможна по тому аспекту поведения,
вокруг к-рого идет полемика. В нек-рых спорах, таких как дискуссия по поводу инстинктов, предметом
обсуждения становятся в основном внутренние побуждения (драйвы) и мотивы, а в др., напр., в
полемике вокруг IQ способности. Второй способ классиф. дискуссий о роли природы и воспитания
состоит в разграничении споров по тому, ставится ли в них акцент на индивидуальных, групп. или
видовых характеристиках. История полемики о роли природы и воспитания отмечена беспорядочным
периодическими смещениями акцента с одного аспекта на др., часто без ясного понимания выделяемых
аспектов.
Согласно предложенной Дж. Локком метафоре, разум новорожденного чист, как белая бумага, и
только с помощью опыта разум приобретает все свое содержание («идеи»). Политические взгляды
Локка, согласно к-рым все люди по природе равны и независимы, а об-во это заключенный ими
договор во имя всеобщего блага, оказали огромное влияние на умы людей благодаря усилиям
Джефферсона, Вольтера и Руссо, а тж др. идеологов Американской и Французской революций.
Сам Локк не считал политическое равенство людей противоречащим тому, что от природы они
наделены разными склонностями и способностями. Однако это не мешало ему объяснять большое
разнообразие челов. качеств разным опытом.
Ч. Дарвин придал совр. форму аргументам защитников природы в П. о р. п. и в. в р. чел., твердо
указав место челов. разума в координатах биолог. эволюции. Дарвин ясно показал, что челов. поведение
и поведение др. биолог. видов имеет общее происхождение, и что поведенческие как и физ.
характеристики яв-ся объектом осн. эволюционного механизма наследственной изменчивости, по рез-
там действия к-рого происходит естественный отбор вариантов, наиболее успешно приспособленных к
среде обитания. Представителя английской соц. философии, Г. Спенсера, создавшего на основе
взглядов Дарвина собственную теорию соц. эволюции, можно рассматривать как первого в ряду т. н.
«социал-дарвинистов»; он утверждал, что «преуспевающие» и «непреуспевающие» члены об-ва
представляют собой «приспособленных» и «неприспособленных» в дарвиновском смысле.
Идеи Спенсера о генетической изменчивости и естественном отборе были с энтузиазмом
восприняты Ф. Гальтоном и применены к объяснению различий между людьми. Конечно, фамильное
сходство в принципе можно объяснить или наследственностью, или средой, однако Гальтон считал его
почти полностью наследственным. Он рассматривал и расовые различия, к-рые считал тж преим.
наследственными. Гальтон отчетливо понимал политическое значение своих теорий, он стал создателем
евгеники.
Акцент на индивидуальных и расовых различиях, к-рый Гальтон делал в своих работах, в США
вырос до создания движения за тестирование умственных способностей. Большую роль в этом сыграли
психологи Льюис М. Т¸рмен и Роберт М. Йеркс, чьи собственные убеждения в целом были ближе к
взглядам тех, кто признавал ведущую роль природы в интеллектуальном развитии. Йеркс организовал в
период I мировой войны весьма успешную программу отбора персонала для нужд вооруженных сил
США на основе тестирования интеллекта, а Т¸рмен массовое обследование населения в целях
выявления одаренных лиц. Одаренность определялась по высокому IQ, к-рый Т¸рмен считал
относительно прямой мерой врожденных способностей. Соц. психолог У. Мак-Дугалл, тж считавший
природу более важным фактором, разраб. теорию развития, осн. на инстинктах. Подчеркивание им
важной роли унаследованных тенденций в формировании соц. жизни чел. вызвало резкую критику со
|