остающуюся неизменной с рождения.
Одна хорошо известная серия тестов учебных способностей Тест школьных способностей
Отиса Леннона (OLSAT). Два элементарных уровня этой серии для дошкольников и учеников 13
классов дают итоговый показатель, осн. на выполнении трех субтестов; классификация, аналогии и
вербальный комплексный (неск, различных типов заданий, измеряющих следование указаниям,
количественные рассуждения и словесное понимание). Др. три уровня для учащихся 4-12 классов
содержат ряд различного типа заданий в формате циклического, или спирального, комплекса,
облегчающего проведение и обработку результатов теста. Типы заданий включают словесные аналогии,
противоположности, фигурные аналогии, последовательности фигур, решение арифметических задач,
числовые последовательности, завершение предложений и умозаключения. Интерпретация дается
единому итоговому показателю. OLSAT предназначен для прогнозирования школьной успеваемости.
Др. широко используемой серией тестов являются Тесты когнитивных способностей (CogAT).
Существуют три тестовых батареи в многоуровневом формате (3-12 классы школы), к-рые могут
использоваться по отдельности или в совокупности как многоаспектный оценочный инструмент.
Вербальная батарея (Verbal Battery)
содержит четыре субтеста (словарный, завершение предложений,
классификация слов и словесные аналогии). Количественная батарея (Quantitative Battery) включает три
субтеста (количественные отношения, числовые последовательности и составление равенств).
Невербальная батарея (Nonverbal Battery)
представлена тремя субтестами (классификация фигур,
фигурные аналогии и фигурный синтез). По каждой батарее выводится единая итоговая оценка для
интерпретации. По словам авторов, эта серия тестов измеряет академические способности и
способность к абстрактному мышлению с опорой на вербальные, числовые и фигурные символические
системы, распространенные в нашей культуре.
Интерпретация
Используемые в настоящее время тесты обычно дают нормированные для возрастных групп
стандартные оценки и процентильные ранги по возрастам и классам. Показатели умственного возраста,
наследие ранних тестов иногда приводятся для тех пользователей, к-рым нужна привязанная к возрасту
мера когнитивного развития. Стандартизированные выборки для совр. тестов обычно основаны на 100
тыс. и более испытуемых, тщательно отобранных по критерию максимально точной представленности
населения страны в целевых возрастных группах или школьных классах. Нормы для этих тестов, как
правило, гораздо лучшего качества, чем нормы индивидуально проводимых тестов.
Неразрешенные проблемы
С момента своего появления групповые тесты интеллекта стали предметом ожесточенных
дискуссий и споров. Критическая литература изобиловала заблуждениями по поводу применения
групповых тестов и их интерпретации. Слабое понимание сложной взаимосвязи генетических и
средовых факторов вообще, а тж того, как они проявляются в выполнении тестов, в частности, имело
результатом многочисленные ядовитые выступления противников интеллектуального тестирования.
Когда выяснилось, что представители национальных меньшинств в целом выполняют тесты на более
низком уровне, появились обвинения, что эти тесты изначально благоприятствуют белым
представителям среднего класса. Целые города объявляли запрет на использование групповых тестов
интеллекта на том основании, что национальные меньшинства подвергаются дискриминации.
При всех своих ограничениях, стандартизованные тесты способностей дают психологам
объективные и экономичные средства для выполнения своих функций. Поэтому психологи несут
особую профессиональную ответственность за грамотное использование тестов и обучение клиентов и
представителей др. профессий корректному использованию и интерпретации тестовых результатов.
См. также Армейские тесты времен Первой мировой войны, Систематическая ошибка тестов,
обусловленная культурными факторами, Меры интеллекта
Г. Робертсон
Блокировка (blocking)
Положение о том, что совпадения событий во времени недостаточно для того, чтобы между
ними образовалась ассоц., сегодня общеизвестно. Замечательной иллюстрацией этого служит феномен
Б. Б. происходит, когда выработка условной реакции на некий раздражитель гасится, или
«блокируется», т. к. этот стимул сигнализирует об исходе, к-рый ранее предсказывался др. признаком. В
частности, испытуемый, обученный реагировать на условный раздражитель (А) до того, как у него
вырабатывают реакцию на смешанный раздражитель (АБ), состоящий из первоначального элемента (А)
|