Генетические различия, зависящие от половых хромосом, это один из возможных биолог. факторов,
к-рый влияет на полоролевое развитие и на психол. П. р.
Для объяснения различий в психологии и половых ролях мужчин и женщин теоретики тж
обращались к различиям в структуре и функциях головного мозга. В общем, правое полушарие мозга
связывают с решением пространственных задач и симультанной (параллельной) обработкой информ. из
неск. источников, а левое полушарие с решением вербальных задач и сукцессивной
(последовательной, пошаговой) обработкой информ. Возможно, какие-то незначительные различия в
орг-ции мозга и существуют, но даже если это так, ими все равно не удается объяснить существующие
психол. П. р.
В качестве еще одного возможного биолог. фактора П. р. неоднократно предполагались половые
гормоны. Однако сейчас уже не пытаются объяснить различия в психологии мужчин и женщин
влиянием половых гормонов.
Возможно, что месячные гормональные изменения связаны с какими-то П. р. в перцептивных и
социально-эмоциональных характеристиках. Нек-рые женщины испытывают изменения уровня
активности, сенсорных порогов и настроения, связанные с их месячными циклами. Однако, несмотря на
огромное количество исслед., нет никаких доказательств в пользу того, что менструальный цикл
женщин связан с их познавательной (когнитивной) деятельностью.
Существует ряд физ. П. р.; напр. в среднем мужчины выше, тяжелее и сильнее женщин. Девочки,
в среднем, характеризуются более высокими темпами созревания, причем то же самое, вероятно,
справедливо в отношении скорости созревания ЦНС. Девочки достигают пубертата, в среднем, на 1,5
2 года раньше мальчиков. Темп физ. созревания, по-видимому, связан со зрительно-пространственными
навыками у лиц обоего пола: поздно созревающие имеют более совершенные зрительно-
пространственные навыки, чем рано созревающие. Между скоростью созревания и вербальными
навыками никакой связи не обнаружено.
Выводы
Мн. психологи, изучающие взаимосвязи между биолог., жизненными и психол. П. р., приходят к
выводу, что биолог. П. р. невозможно объяснить различия в психологии лиц мужского и женского
полов. Биолог. факторы могут создавать потенциальные возможности для формирования психол.
характеристик. Однако воздействия среды часто перекрывают биолог. различия и контролируют П. р.,
к-рые могут проявиться, а могут и не проявиться в психол. характеристиках.
См. также Статус профессии, Школьное обучение, Половые различия, Полоролевое развитие
К. Шау
Половые различия в склонностях к математике (sex differences in mathematics)
На протяжении ряда лет сообщалось о П. р. в склонности к математике, согласно к-рым лица
мужского пола более способны к изучению этой дисциплины. Однако такие различия становятся
заметными только в младшей средней школе (910 классы). В целом, в это время девочки превосходят
мальчиков в решении задач на вычисления, тогда как мальчики явно сильнее девочек в решении задач,
требующих способности к мат. рассуждению. Хотя П. р. в общей способности к мат. рассуждению
довольно значительны, П. р. в успешности выполнения определенных видов мат. заданий еще больше.
По сравнению с представителями мужского пола, лица женского пола реже завершают изучение курсов
математики в средней школе и колледже в соответствии с установленными квалификационными
требованиями, реже поступают на факультеты точных наук в колледжах (где требуют успешного
освоения определенного количества мат. курсов в период обучения в средней школе) и имеют меньший
показатель продолжительности работы в областях, требующих мат. знаний и навыков.
Для объяснения этих различий выдвигалось неск. гипотез. Гипотеза маскулинной
идентификации гласит, что для того, чтобы иметь интерес и способность к овладению математикой,
необходимо психологически идентифицироваться с мужским полом. Согласно гипотезе соц.
подкрепления, связанные с полом различия в мат. достижениях обусловлены, по крайней мере
частично, дифференциальным соц. подкреплением и различающимися ожиданиями в отношении
мальчиков и девочек.
Феннема и Шерман высказали предположение, что П. р. в способности к мат. рассуждению
всего лишь результат того обстоятельства, что мальчики под воздействием факторов социализации
выбирают для изучения больше курсов математики и изучают ее в большем объеме, чем девочки.
Бенбоу и Стэнли представили данные, к-рые противоречат этой теории. Они считают, что скорее всего
|