См. также Половые различия: возрастной аспект, Половые различия в склонностях к
математике, Сексизм
Р. К. Унгер
Половые роли (sex roles)
Несмотря на огромное количество книг и статей, в названии к-рых встречается термин «половые
роли», обнаруживается на удивление мало сходства в определениях этого термина. На самом общем
уровне П. р. можно определить как «совокупность образцов поведения и характеристик, широко
рассматриваемых как а) типично женские или мужские (полоролевые стереотипы) и б) желательные для
женщин или мужчин (полоролевые нормы)». К характеристикам, к-рые обычно считают
охватываемыми П. р. человека, относятся черты личности, ценности, навыки и способности, интересы и
виды деятельности, выполняемой в рамках семейных или профессиональных ролей.
Если полоролевые стереотипы и нормы отражают представления о лицах мужского и женского
полов как соц. группах, то термин «половая типизация» служит для обозначения характеристик
конкретного человека, имеющих отношение к связанным с полом параметрам. Степень половой
типизации можно определить, установив, насколько человек оценивает свои собственные качества, а не
качества др. людей.
В начале 30-х гг. были разработаны шкалы маскулинности фемининности для оценки
расположения индивидуумов в гипотетическом континууме, охватывающим диапазон характеристик от
типично и подобающе мужских до типично и подобающе женских. В 40-е и 50-е гг. влияние
психоаналитических идей привело теоретиков к разграничению сознаваемых и несознаваемых аспектов
половой типизации. Полоролевая идентификация термин, имеющий самое непосредственное
отношение к психоаналитической теории. Это понятие указывает на то, до какой степени индивидуум
интернализовал черты и образцы поведения, считающиеся адекватными для человека его пола.
Линн разграничивает полоролевое предпочтение (восприятие характеристик одного пола как
предпочтительных или более желательных, чем характеристики др. пола) и полоролевое принятие
(практикуемые аспекты поведения, считающиеся подходящими для лиц определенного пола, без
обязательной идентификации с др. аспектами данной роли).
Более совр. теории П. р. вобрали в себя концепцию маскулинности и фемининности как двух
независимых психол. параметров. Были сконструированы 2 важных инструмента для измерения П. р. с
позиций этого многомерного подхода
BSRI и PAQ. Изначально такие теории рассматривали
одновременное обладание большим количеством и/или высоким уровнем развития черт, традиционно
считавшихся маскулинными и фемининными (т. е. андрогинию), как идеальную, с т. зр. здоровья,
полоролевую идентичность. Др. класс относительно новых теорий рассматривает П. р. на основе
стадиальной концепции развития. Эти теории описывают развитие П. р. в виде последовательности
стадий: от стадии относительно слабой дифференциации через фазу принятия традиционных
стереотипных половых ролей к стадии, на к-рой индивидуум реорганизует соц. нормы исходя из своих
индивидуальных особенностей и потребностей. Ребекка и ее коллеги назвали эту стадию полоролевой
трансценденцией.
Полоролевая социализация
Различие между теориями заключается в том, как они объясняют механизм приобретения
людьми П. р. и разное значение П. р. для лиц мужского и женского полов. Самая ранняя трактовка
полоролевой социализации была предложена Фрейдом, теория к-рого основывалась на признании
бессознательных, инстинктуальных и связанных с созреванием процессов, обусловленных разным
анатомическим строением мужского и женского организмов.
Др. важная система взглядов основана на теории соц. научения. Эта теория придает особое
значение физ. и соц. качествам родителей и характеру процессов подкрепления в процессе
приобретения детьми П. р. Родители и др. значимые фигуры из окружения ребенка подкрепляют
моделируемое поведение, когда оно считается соответствующим полу ребенка, и игнорируют или
наказывают за неадекватное его полу поведение.
Когнитивные теории развития подчеркивают роль собственного поведения ребенка в
подкреплении соотв. П. р. Эта теория отводит гораздо более важную роль категоризации ребенком себя
как «мальчика» или «девочки», чем пассивному приобретению поведенческого репертуара через
процессы подкрепления, обеспечиваемые другими.
По всей вероятности, приобретение соответствующих биолог. полу П. р. связано как с действием
|