сплавились в нерасторжимое целое.
См. также Вопрос об отношении души и тела, Социальная психофизиология
Н. Пронко
Порог (limen)
В психофизике термин «П.» имеет 2 значения. Для любой сенсорной модальности абсолютный
П. это слабейший раздражитель, к-рый можно обнаружить, тогда как разностный П. это
наименьшее различие в стимуляции, к-рое можно обнаружить. Эти понятия были распространены на
др. психол. содержание, включ. область научения.
Сходное использование понятия П. появилось в приложениях теории обнаружения сигналов к
изучению процессов узнавания. В этом случае П. соответствует критерию испытуемого, т. е. критерию
принятия положительного решения в ситуации, когда его просят ответить, опознается ли им данный
элемент списка как встречавшийся (виденный, слышанный и т. д.) ранее. Испытуемый устанавливает
критерий (П.) и отвечает «да», если чувство знакомости элемента превышает этот критерий, и «нет»,
если чувство знакомости оказывается ниже его. Данные такого рода используются для вычисления мер
запоминаемости.
См. также Психофизические методы, Психофизика
Г. Кимбл
Порядок рождения и личность (birth order and personality)
Один из самых значительных вкладов в психологию, сделанных А. Адлером, состоит в
постулировании связи между порядком рождения и развитием личности. Адлер предположил, что
положение ребенка в семье вносит специфические проблемы, каждая из к-рых разрешается в разных
семьях по существу сходным образом. Т. о., связанный с порядком рождения опыт имеет следствием
развитие личности, типичной для каждого положения, занимаемого ребенком в последовательности
рождений в семье.
Исслед. порядка рождения насчитывается с избытком. Несмотря на предельно эмпирический
характер большинства этих исслед., их результаты ограничиваются разрозненными явлениями и
неполными объяснениями, что неудивительно при отсутствии осн. и полной теории порядка рождения.
Складывается впечатление, что имеется множество документальных подтверждений связей между
порядком рождения и др. явлениями, но еще не сделано сколько-нибудь существенных шагов по пути
понимания или объяснения результатов исслед. порядка рождения. По-видимому, невозможно одним
только порядком рождения объяснить полученные в этой области результаты.
Тем не менее, впечатляющее количество исслед. порядка рождения отражает важность этого
фактора. Даже в тех случаях, когда исслед. приводит к противоречивым результатам, их почти всегда
можно объяснить пороками методологии или слабой теорет. базой, на к-рой основывалось данное
исслед. Олмен, Грин и Кларк практически не обнаружили различий в личностных профилях, когда
исключили действие всех факторов кроме порядка рождения. Однако, несмотря на подобную
изобличающую «улику», исслед. порядка рождения продолжают приносить значимые результаты,
особенно когда контролируются нек-рые критические факторы. Становится все яснее, что «влияния
порядка рождения яв-ся более общими, чем предполагал Адлер», и, видимо, именно это навело Моузака
на мысль о большей важности субъективного восприятия человеком своего психол. порядка рождения
по сравнению с его местом в чисто биолог. последовательности рождений в семье.
Адлер утверждал, что понять отдельного человека можно, только учитывая полный контекст той
семейной атмосферы, в к-рой он рос, и что важным вопросом в рамках этого контекста яв-ся положение
ребенка в структуре семьи, связанное с порядком рождения. В ходе развития семьи как группы
возникают новые, отличные от прежних потребности, и удовлетворение этих потребностей
распределяется между детьми в зависимости от порядка рождения. У двух любых детей стиль
совладания с проблемой, возникающей при изменении ситуации в семье, никогда не совпадает. Адлер
указывал, что потребности или запросы, влияющие на стиль жизни, соответствуют воспринимаемому
порядку рождения конкретного ребенка.
Из этого следует, что есть 4 категории порядка рождения с соотв. наборами характеристик и
исследовательских данных. Следует подчеркнуть, что такие характеристики показывают лишь общие
тенденции и предназначены для того, чтобы помочь психологам делать предположения относительно
|