порядка рождения и личностной динамики, а вовсе не для того, чтобы с их помощью описывать и
маркировать конкретных людей.
Первенец. Первенцы занимают уникальное положение в семье. Родители объективно могут
уделять больше времени и внимания первому ребенку и склонны быть более осторожными,
снисходительными и оберегающими. Первенец избавлен от необходимости соперничать со старшими
братьями/сестрами и, хотя бы на время, поставлен в условия, когда ему ничего не остается, как
подражать взрослым моделям и пытаться превзойти взрослые стандарты поведения.
Исслед. показывают, что эти факторы действительно сказываются на развитии личности. Первые
дети в семье, в целом, чаще получают оценки по тестами интеллекта, попадающие в крайнюю правую
(верхнюю) область распределения, яв-ся высоко мотивированными, достигают высоких постов и имеют
сильную потребность в достижении. Среди студентов, получивших гос. поощрительную стипендию по
результатам Национального квалификационного теста качества образования, количество первенцев
равно суммарному количеству тех, кто родился вторым или третьим. Первенцы чаще всех других
попадают в биографические справочники современников (Who's Who)
и с большей вероятностью
встречаются на руководящих должностях.
Такие дети, в тенденции, склонны проявлять высокую ответственность и ориентированы на
продуктивность, чтобы соответствовать взрослым стандартам. Они осторожны, добросовестны и
склонны к сотрудничеству, что отражает их желание сохранить свое привилегированное положение в
отношениях с родителями после появления соперника.
Средние дети. Второй и/или средний ребенок в семье в принципе лишен возможности испытать,
что значит быть единственным ребенком. Таким детям приходится прилагать больше усилий и чаще
вступать в состязание, чтобы «захватить власть». Средний ребенок может находиться в тени старших
сиблингов, к-рых он стремится сместить с занимаемых позиций. Он часто чувствует себя менее
компетентным по сравнению со старшим братом или сестрой (не сознавая, что его незнание и неумение
просто следствие возраста) и может пытаться выделиться в др. областях. Напр., если старший
ребенок имеет интеллектуальные наклонности, то младший может стремиться к занятиям спортом или
иск-вом.
Исслед. показывают, что средние дети в семье чувствительны к несправедливостям, нечестности
и совершаемым по отношению к ним ошибкам. Вероятно, они не отказываются попробовать свои силы
в иск-ве. Средние дети в семье, будучи весьма коммуникабельными и благосклонными к другим, яв-ся
хорошими дипломатами, успешно работают в группе, легко налаживают контакты с пожилыми и
молодыми людьми и способны поддерживать хорошие отношения.
Младшие дети. Младший ребенок тж занимает уникальное положение в семье. У него нет
преследователей и, являясь «ребенком всей семьи», он никогда не будет лишен этого положения.
Ранняя социализация последних детей в семье чаще включает снисходительное, балующее обращение с
ними остальных членов семьи, приводя в результате к формированию зависимо-импульсивного типа
личности.
Младшего ребенка легко избаловать, особенно когда старшие братья и сестры присоединяются к
родителям в стремлении удовлетворить все его потребности. Результатом этого нередко становится
чувство защищенности и неконкурентный характер: такой ребенок будет всегда искать поддержки
других. Младший ребенок часто яв-ся самым «могущественным» в семье, прибегая к таким формам
выражения своих желаний, как агрессивные действия и плач.
Младшие дети в семье менее серьезно относятся к собственной персоне и любят веселье и
розыгрыши. В тенденции, они пользуются наибольшей популярностью у других и входят в макс.
возможное число групп, а тж имеют самую высокую самооценку по сравнению с занимающими все др.
позиции в порядке рождения. Они креативны, человеколюбивы и отличаются развитой способностью
понимать юмор. Последние дети из больших семей имеют сильнейшую потребность в достижении и
умеют прекрасно приспосабливаться к обстоятельствам. Однако, высока вероятность того, что они
могут оказаться в числе неуспевающих учеников, стать алкоголиками (зависимой личностью) и иметь
самый низкий IQ. Тем не менее, положение последнего ребенка в семье обеспечивает ему максимум
любви и заботы из всех возможных позиций в порядке рождения.
Единственный ребенок. Положение единственного ребенка в семье сходно с положением
самого младшего в том, что над ним никогда не нависает угроза утратить свои привилегии, поскольку у
него просто нет соперников. С первенцами таких детей роднит их единственность: им не нужно
бороться за родительское внимание и они ориентируются в своем поведении исключительно на
взрослые образцы поведения и стандарты деятельности. Родители склонны баловать единственного
|