П. в к. определяется как усилия нейтральной третьей стороны, к-рая по просьбе конфликтующих
сторон помогает им в достижении приемлемого разрешения их конфликта. П. в к. отличается от
арбитража тем, что арбитражный суд навязывает конфликтующим сторонам вынесенное им решение
после того, как эти стороны потребовали вмешательства нейтрального судьи. От судебного процесса
оно отличается тем, что противные стороны представлены противоборствующими адвокатами, каждый
из к-рых стремится добиться «победы» для своего клиента. П. в к. возвращает возможность разрешить
конфликт и ответственность за его разрешение людям, непосредственно вовлеченным в него.
Посредник помогает сторонам найти свой собственный выход из конфликта.
П. в к. как форма разрешения споров впервые приобрело широкую известность в период
существования итальянских городов-государств в XIV и XV вв. С тех пор оно распространилось на
отношения между конкретными людьми, орг-циями и странами. Диапазон применения П. в к. крайне
широк: от улаживания супружеских ссор и конфликтов до переговоров с целью достижения
полюбовного соглашения.
Процесс П. в к. обеспечивает:
1. Сокращение судебных издержек.
2. Уменьшение нагрузки на суды.
3. Снижение уровня стресса и напряжения у участников спора.
4. Предоставление возможности одержать победу обеим сторонам (исход «выигрыш/выигрыш»).
5. Создание условий, в к-рых участники спора могут стать авторами соглашения вместо того,
чтобы оказаться жертвами навязанного судебного решения.
Посредник это, в первую очередь, фасилитатор, создающий оптимальные условия для
совместного изучения конфликтующими сторонами спорных вопросов, осознания ими общих целей и
понимания того, как видится проблема противной стороной. Посредник действует как связной,
интерпретатор, катализатор и «мастер уговоров», не высказывая никаких суждений о достоинствах
позиций и не вынося никаких официальных решений о победе или поражении любой из сторон.
Посредник помогает конфликтующим сторонам:
1. Взаимодействовать друг с другом.
2. Обозначить существенные вопросы и отделить их от эмоциональных.
3. Определить и уточнить предмет спора.
4. Произвести переоценку своих позиций.
5. Осознать и признать цели высшего порядка.
Посреднику следует:
1. Определять позиции сторон и задавать прямые вопросы с целью пополнения информ. и
прояснения заблуждений сторон.
2. Стараться объективно выслушивать то, что в действительности говорят стороны.
3. Наблюдать за действиями и речью конфликтующих сторон. Язык тела и невербальное
поведение важные источники информ.
4. Контролировать (протоколировать) ход слушаний.
Вступительная речь
Вступительная речь посредника направлена на введение осн. процедурных правил. Эти
предварительные действия посредника имеют решающее значение для успешности переговоров.
Процедура представления должна быть нацелена на снижение напряжения и знакомство сторон с
подходом к разрешению конфликта без проигрыша сторон. Моменты, к-рые должны быть охвачены во
вступительной речи, включают:
1. Приветствие участникам процесса.
2. Представление посредника (или группы посредников) и участников.
3. Объяснение предстоящего процесса.
4. Объяснение осн. условий конфиденциальности и беспристрастности.
5. Объяснение осн. правил:
1) начальные выступления истца/ответчика;
2) перерывы;
3) проведение закрытых совещаний;
4) приглашения и вызовы;
5) письменные соглашения.
Стадии посредничества
Стадии посредничества включают совместное обсуждение проблемы, сбор информ., поиск
|