судопроизводства, состоящие из сходных компонентов, к-рые должны реагировать на поведение,
нарушающее законы местного самоуправления, штата и федеральные законы. Существуют органы, к
ведению к-рых относятся поиск и задержание зарегистрированных преступников на местном уровне
(отделения городской полиции, окружные шерифы), на уровне штата (полиция штата) и на федеральном
уровне (ФБР). Кроме того, существуют специальные органы, призванные привлекать предполагаемых
преступников к суду на местном уровне (окружной прокурор), на уровне штата (прокурор штата) и на
федеральном уровне (Генеральный прокурор). Наконец, существуют различные системные элементы, в
ведении к-рых находится содержание, наказание и реабилитация осужденных преступников на местном
уровне (окружные службы пробации, окружные тюрьмы), на уровне штата (управление исправительных
учреждений штата, советы по условно-досрочному освобождению и наблюдательные советы), и на
федеральном уровне (федеральный надзор за условно досрочно освобожденными, Федеральное бюро
тюрем).
Знания о П. лучше всего могут быть описаны в русле четырех традиций. Каждая традиция имеет
свои специфические ист. корни и совокупность знаний, относящихся к совершению преступлений.
Первый важный подход к изучению П. подход с позиций индивидуальных различий, продолжает
традиции позитивизма. Знания в этой области опираются на классические исслед., напр., проведенное в
1940-х гг. Глюками. В сравнительном обследовании 500 осужденных преступников и 500 сходных по
демографическим признакам законопослушных граждан ими были обнаружены физ., психол. и соц.
различия. Осп. вывод исслед. состоял в том, что преступление яв-ся рез-том действия разнообразных
индивидуальных и соц. факторов. Эта чрезвычайно влиятельная работа положила начало
самостоятельной традиции исслед. Существование различий между криминальными и не
криминальными популяциями населения демонстрировалось с использованием объективных
личностных тестов, тестов когнитивных способностей и проективных личностных методик. В ходе этой
работы было установлено, что преступники оказываются менее социализированными, обладают
меньшим интеллектом, характеризуются психол. отклонениями, моральной незрелостью и яв-ся
жертвами неверных методов воспитания и стилей родительского поведения.
Вторая важная традиция в приобретении знаний о П. опирается на социально-структурную
школу. Эта научная традиция изучает социально-структурные и демографические различия у групп или
субкультур, характеризующихся диспропорционально высокими показателями П. Важное значение
придается различиям в существующем окружении. Предполагается, что преступление яв-ся рез-том
различий в доступе к законным и незаконным средствам достижения определяемых об-вом личных и
материальных целей. Разнообразие П. объясняется доступностью альтернатив для достижения
возможностей, к-рые блокируются структурой, включая молодежные группировки, влияние
криминальных сверстников и членов семьи, школы как преимущественный источник блокирования
возможностей и саму систему уголовного судопроизводства как соучастника продолжающихся
преступлений. Кроме того, отдельное направление исслед. изучает причины преступности в
дезорганизованных подструктурах об-ва в больших городах.
Третья категория знаний о П. носит назв. теории навешивания ярлыков. Исторически
вытекающая из символического интеракционизма и интерперсонального анализа челов. поведения,
предложенных Дж. Г. Мидом и Г. С. Салливаном соответственно, теория навешивания ярлыков
утверждает, что преступление яв-ся характеристикой, к-рой влиятельная аудитория наделяет
определенные действия. Преступление используется об-вом для очерчивания границ приемлемого
поведения на основе выбора определенных подгрупп в качестве преступных, их формальной
квалификации в ходе разнообразных соц. церемоний в суде и последующего перевода в низший соц.
разряд путем лишения свободы и назначения произвольного срока заключения. С т. зр. навешивания
ярлыков, преступление не рассматривается как характеристика индивидуума или следствие
патологического окружения. Скорее считается, что преступность это порождение сложных соц.
процессов, действующих в системе уголовного судопроизводства. Теория ярлыков получает
значительную поддержку со стороны опирающихся на самоотчеты исслед. П., свидетельствующие о
повсеместной распространенности эпизодов незаконной деятельности. Если большинство людей
втягиваются в незаконную деятельность и выходят из нее еще до того, как они или оказываются
задержанными, или остаются незамеченными, и если навешивание негативного соц. ярлыка
преступника оказывает противоположные эффекты на последующие эпизоды преступного поведения,
тогда взаимодействие между конкретными людьми и системой уголовного судопроизводства яв-ся
важнейшим предвестником преступления.
Четвертый важный источник знаний о П. восходит к теории научения. С этой т. зр. преступное
|