поведение существует потому, что оно подкрепляется и разнообразными способами моделируется в об-
ве. Преступное поведение не рассматривается как отличное от др. форм поведения, точно так же как
именуемые преступниками люди не рассматриваются как отклоняющиеся от нормы, нетипичные или
как-либо иначе отличающиеся от общей популяции. С т. зр. теории научения, П. яв-ся функцией
преступного поведения, разнообразными способами моделируемого, осуществляемого и
подкрепляемого. Поведенческий репертуар преступника характеризуется значительным дефицитом
социально приемлемых форм поведения.
Каждая из этих осн. теорет. позиций оказала влияние на осн. подходы к проблеме П. Три осн.
подхода отчетливо связаны с воспитательными, реабилитационными и коррекционными аспектами
проблемы. Первый, устрашающий подход, связан с представлением о том, что наказание снижает
преступление. Однако ведутся многочисленные споры в отношении эффективности наказания как
подхода к проблеме преступности. В нек-рых исслед. приходят к выводу, что незамедлительное и
суровое наказание способствует снижению преступной деятельности; др. дают основание утверждать,
что суровые санкции не влияют на преступное поведение.
Второй подход к П. предполагает работу с правонарушителями, не относящимися к категории
уголовных преступников. Разнообразные формы индивидуальной терапии, групп. терапии,
поведенческой модификации, образовательных программ, а тж профессионального обучения и
программ общественных работ направлены на ликвидацию индивидуальных и культурных дефицитов,
свойственных криминогенным популяциям. Рез-ты исслед. в отношении эффективности
воспитательных и реабилитационных подходов к П. носят чрезвычайно смешанный характер.
Последний подход к проблеме П. основывается на раннем обнаружении и предупреждении
преступного поведения. Во многом опирающаяся на упомянутый ранее подход с позиций
индивидуальных различий, профилактическая модель предполагает выявление потенциальных
нарушителей закона и использование воспитательных процедур. Модели раннего вмешательства и
предупреждения демонстрируют лишь незначительную успешность.
См. также Уголовная ответственность, Девиантность, Теория навешивания ярлыков
У. Дэвидсон II
Привилегия на выдачу рецептов (prescription privileges)
В публикации Слайф и Рубинстайн «Taking sides» привилегия психологов на выдачу рецептов
была обозначена как один из десяти спорных вопросов, к-рый может вызвать ожесточенные дебаты.
Нек-рые могут утверждать, что П. на в. р. яв-ся естественным следствием, вытекающим из уже
принятых законов (напр., в Калифорнии), устанавливающих, что «психолог должен иметь познания о
психофармакологических эффектах у пациентов из групп повышенного риска и стремиться получить
дополнительную подготовку в области гериатрической фармакологии» (гл. 1539 статутов 1990 года). На
Гавайях резолюция палаты представителей легислатуры штата ¹ 33490 рекомендует проведение
цикла обсуждений за круглым столом на тему нерешенных проблем психиатрического
здравоохранения, в т. ч. по вопросу о «возможности разрешения психологам с соотв. уровнем
подготовки выписывать психотропные препараты... при нек-рых обстоятельствах».
Янсен и Бэррон указывают на то, что методики биолог. обратной связи, аппаратурная терапия
энуреза, кожно-гальванические пробы и обследование на полиграфе яв-ся примерами физ.
вмешательств, уже проводимых психологами. Процедуры регулирования поведения в работе с детьми
пример прямого использования физ. вмешательств, осуществляемых психологами. Рабочая группа
по физ. вмешательствам Американской психол. ассоц. (АПА) представила два доклада на эту тему. В
1986 г. рабочая группа вынесла заключение о том, что клиническая подготовка должна учитывать
проведение психологами физ. вмешательств, включая психофармакологию. Янсен и Бэррон указывают
на то, что несмотря на активное участие психологов в разраб. методов физ. вмешательства, они были
автоматически лишены права на выписывание рецептов в силу отсутствия у них титула врача. Они
согласны с тем, что проведение лекарственной терапии предполагает наличие адекватной подготовки,
но нек-рые психологи задаются вопросом о том, почему получение «правильной» подготовки позволено
представителям одних профессий и не позволено представителям др. Де Леон отмечает, что разраб.
проекта учеб. плана по психофармакологии была предметом специального совещания Комитета по
профессиональным занятиям АПА в 1989 г. Комитет объявил, что обеспечение психологам
возможности проведения психофармакотерапевтических вмешательств яв-ся приоритетной задачей для
удовлетворения потребностей здравоохранения. Смайер резюмировал причины включения
|