Navigation bar
  Print document Start Previous page
 990 of 1766 
Next page End  

представляют сейчас самую большую группу лиц с учеными степенями в системе охраны психич.
здоровья в США. Де Нельски считает, что это произошло благодаря четкому разграничению
психологии и психиатрии. Движение к получению привилегии, как он предостерегает, приведет к
стиранию этого отличия и скорее повредит, чем поможет психологии. По утверждению Кинсбери,
размах преподавания психотер. психиатрам сузился, и психология яв-ся, вероятно, признанным
лидером в области психотер.
Брентар и Мак-Намара не согласны с предположением о том, что психиатры оставили психотер.
как метод лечения. Это может относиться лишь к гос. сектору, где объем психосоциальных
вмешательств сократился вследствие ограничения бюджетных ассигнований. В частном же секторе, по
их мнению, психиатры все еще весьма активны в проведении психотер. или изолированно, или в
дополнение к психофармакотерапии.
Де Нельски и А. Ковач выражают озабоченность расходом энергии. Если П. на в. р. станет
главным приоритетом для психологии, то усилия в др. направлениях (напр., привилегии, касающихся
больниц, льготной оплаты лечения и т. д.) могут сойти на нет. Однако нек-рые считают, что П. на в. р.
может в действительности способствовать получению больничных привилегий, поскольку
администрация больниц охотнее будет предоставлять привилегии тем, кто в состоянии оказывать мед.
обслуживание в полном объеме.
Привилегии на выдачу лекарств требуют изменения лицензионных законов. Какими бы ни были
эти изменения, нек-рые из них окажутся нежелательными для представителей тех профессий, интересы
к-рых оказались затронутыми. Де Нельски считает, что это может представлять собой большой
политический риск. Поскольку нет единодушного мнения по вопросу о П. на в. р., потенциальные
усилия по изменению лицензионных законов могут углубить раскол. Де Нельски признает, что не все
психологи получат право на эту привилегию, но замечает, что те, кто будут его лишены, будут
оказывать давление для того, чтобы его добиться.
Проблемы рынка
Фокс отмечает, что программы специализированного мед. обслуживания растут как на дрожжах,
даже если психологи предлагают такое лечение независимо друг от друга. Он приводит в качестве
примера рост программ стационарного лечения алкоголизма, болевого синдрома и расстройств
поведения у детей. Характерным яв-ся то, что в этих программах психологи не используются как
равные или автономные партнеры. Де Нельски согласен с тем, что это может иметь место, но цитирует
цифры, свидетельствующие о том, что психиатрия действительно снижает долю своего присутствия на
рынке здравоохранения в течение последних пяти лет в том, что касается внебольничных посещений
пациентов. Эти цифры, однако, колеблются в зависимости от изменений нормативов финансирования
стационарного и амбулаторного секторов здравоохранения.
Предметом большой заботы психологов яв-ся вопрос о допуске к обслуживанию стационарных
контингентов больных. Сюда относится возможность принятия и выписки больных, повышение
клинических привилегий психологам, работающим в стационарных учреждениях, и получение статуса
полноправного сотрудника путем голосования. Нек-рый прогресс в этом направлении имеет место, хотя
Босуэлл и Литвин отмечают, что менее 6% психологов, работающих в стационарах, получили
привилегии на прием и выписку больных и лишь 16% имеют статус полноправного сотрудника мед.
учреждения.
Проблемы подготовки
Брентар и Мак-Намара выделяют 3 типа моделей подготовки, к-рые могут обеспечить
психологов знаниями, необходимыми для того, чтобы можно было начать выдачу рецептов. Первая —
это интенсивная последипломная подготовка для психологов, желающих повысить уровень своей
компетенции. Вторая — модель постоянной подготовки с использованием курсов и семинаров для
интенсивного обучения и повышения квалификации тех, кто уже имеет базисную подготовку. Третья
модель предусматривает включение определенных разделов в соотв. программы высшего образования,
что яв-ся трудным и дорогостоящим предприятием, к-рое удлиняет и без того уже долгий срок
обучения дипломированного специалиста. Авторы считают, что решением проблемы может быть
междисциплинарная подготовка с участием учреждений, к-рые уже реализуют свои учеб. программы.
Так, обучение психологов может проводиться в мед. училищах, школах для подготовки оптиков и
специалистов по ортопедии.
Что касается содержания учеб. программ, то здесь есть большие разногласия относительно того,
какие знания необходимы. Фокс считает, что преподаваться должно то, чему обучают в мед. учеб.
заведениях. Однако Брентар и Мак-Намара отмечают, что в нек-рых штатах 30-часовые программы
Hosted by uCoz