подготовки юридически считаются достаточными для лицензирования оптиков, имеющих право
выписывать рецепты на получение очков.
Как сообщает Де Леон, обучение в Военном мед. ун-те длится два года; в течение первого года
читается теорет. курс, в течение второго проводится практ. подготовка в большом мед. учреждении под
наблюдением врача. Он подчеркивает, что вся проблема П. на в. р. связана гл. обр. с получением
необходимой подготовки. На факультете психологии Ун-та Нова разраб. программа подготовки
психологов по психофармакологии. Она включает теорет. раздел, по завершении к-рого студенты
получат возможность работать с больными и рекомендовать психиатру назначение лекарственных
препаратов. К этой программе допускаются психологи, имеющие докторскую степень по психологии и
прошедшие собеседование с руководителем подготовки для выявления достаточного уровня базисных
знаний.
Дженнингс описывает квалификацию и опыт, необходимые для получения привилегии на
ограниченную выдачу рецептов в больнице, относящейся к Службе охраны здоровья индейцев.
Требования предусматривают по меньшей мере один год практ. работы по получении диплома
(диагностика и лечение). Предшествующая подготовка должна включать знакомство с лабораторными
гестами, назначаемыми при проведении лекарственной терапии, знания в области прав пациента на
согласие пройти лекарственную терапию и четко документированный курс клинической
психофармакологии. По меньшей мере шесть месяцев предшествующего обучения должны пройти под
надзором врача.
Хотя программы подготовки для получения П. на в. р. прежде всего относятся к
последипломному образованию, мн. психологи считают целесообразным их включение в систему
высшего образования. Де Нельски выступает за увеличение времени подготовки психологов для
получения ими докторской степени и за кардинальное изменение их обучения.
Фокс и его сотрудники описали предлагаемую ими учеб. программу подготовки психологов,
способных выписывать лекарства в ограниченном объеме, как это делают дантисты и ортопеды. Эти
психологи могут выписывать лекарства в пределах своей компетенции без контроля со стороны врача.
Программа предполагает получение додипломных базисных знаний по биологии, химии и прохождение
курса дипломного уровня по биохимии, физиолог. психологии, психофармакологии (начальный и
повышенный), физиолог. и биолог. аспектах взаимодействия лекарств, совр. аспектам
психофармакологии, клинической психофармакологии, лаборатории клинической психофармакологии,
зависимости от лекарственных средств, нейропсихологии, лабораторному делу и психопатологии.
Финансовые вопросы, профессиональная ответственность и нарушения лекарственной
терапии
Пиотровски задается вопросом о том, что произойдет, если психологи преуспеют в получении П.
на в. р. Одной важной проблемой станет то, что все практикующие психологи должны будут нести
финансовое бремя растущих затрат в связи с мед. небрежностью. Фокс отмечает, что в др. профессиях
общепринятой практикой яв-ся отказ от выполнения определенных процедур или ограничение работы
к.-л. специфическим образом. Те, кто предпочитает не выписывать лекарства, не должны участвовать в
покрытии связанных с этим расходов.
Помимо финансовых проблем, получение права на выдачу рецептов резко повышает общий риск
для психолога. Представьте себе депрессивного больного, к-рому назначено адекватное лекарственное
лечение, но к-рый использует рецепт для того, чтобы получить лекарство и совершить суицидную
попытку. Кроме того, профессионалы часто сталкиваются с больными, к-рые настаивают на получении
лекарств для того, чтобы справиться с мешающими психол. симптомами.
Большинство психологов считает, что нек-рым больным лекарства помогают решать их психол.
проблемы. Мн. психологи даже согласятся с тем, что нек-рым пациентам с тяжелыми психол.
проблемами нужны психотропные препараты. Нек-рые из таких психологов полагают тж, что
лекарственное лечение яв-ся прерогативой медицины и психиатрии, а психология должна ограничиться
психотер.
Есть те, кто считает, что в США большие контингенты больных, не получающих
оптимального лечения, и это выражается в том, что они получают слишком много лекарств и слишком
мало психотер. или вовсе не получают ее. Отмечалось представление о том (иногда подтверждаемое
психиатрами), что психотер. не находится в центре внимания психиатрии. Поскольку психологи
хорошо подготовлены в области проведения научных исслед. и компетентны в проведении
психосоциального обслуживания (психотер.), они м. б. в более благоприятном положении для
использования как П. на в. р., так и психотер. в лечении больных, так как здесь наименее вероятно
|