Navigation bar
  Print document Start Previous page
 105 of 700 
Next page End  

6. Незнакомка возвращается. Если ребенок расстраивается, она пытается его успокоить.
7. Мать возвращается, а незнакомка выходит.
На протяжении всей последовательности за ребенком наблюдают через полупрозрачное зеркало,
и некоторые наблюдения записываются: уровень активности и увлеченность игрой, плач и другие
признаки расстройства, близость к матери и попытки завладеть ее вниманием, близость к незнакомке и
готовность взаимодействовать с нею и т. д. В зависимости от поведения детей их подразделили на три
основные группы:
Прочная привязанность. Независимо от того, были они расстроены или нет, когда мать выходила
(эпизоды 3 и 5), дети, отнесенные к группе с прочной привязанностью, стремились к контакту с ней,
когда она возвращалась. Некоторым достаточно было на расстоянии удостовериться в ее приходе и
продолжать играть с игрушками. Другие искали с ней физического контакта. Некоторые были
полностью поглощены матерью в течение всех эпизодов и проявляли сильное расстройство, когда она
выходила. В общем 60-65% американских детей попадают в эту категорию.
Непрочная привязанность: избегание. Бросалось в глаза, что эти младенцы избегали
взаимодействия с матерью во время эпизодов с ее возвращением. Некоторые игнорировали мать
практически полностью, некоторые делали смешанные попытки взаимодействовать и избегать
взаимодействия. Избегающие дети могли уделять матери очень мало внимания, пока она была в
комнате, и часто не казались расстроенными, когда она уходила. А если расстраивались, то утешались
незнакомкой так же легко, как и матерью. В эту категорию попадает примерно 20% американских
детей.
Непрочная привязанность: амбивалентность. Младенцев относили к группе амбивалентного
поведения, если в эпизодах возвращения матери они оказывали ей сопротивление. Они одновременно
стремились к физическому контакту и сопротивлялись ему. Например, они могли плакать, когда их
брали на руки, а затем сердиться, когда их опускали. Некоторые действовали очень пассивно, требуя
мать, когда она возвращалась, но не ползли к ней, а когда она приближалась, оказывали сопротивление.
К этой категории относится примерно 10% американских детей.
Поскольку некоторые дети не подпадали ни под одну из этих категорий, в более поздних
исследованиях была введена четвертая категория — дезорганизованные (Main & Solomon, 1986). Дети
этой категории ведут себя противоречиво. Например, они могут приближаться к матери, стараясь не
смотреть на нее, подойти к ней, а потом вдруг убежать от нее, или сначала успокоиться, а после этого
неожиданно расплакаться. Некоторые дети кажутся дезориентированными, не проявляют видимых
эмоций или выглядят подавленными. В эту категорию сейчас относят около 10-15% американских
детей, причем эта доля значительно выше среди детей, с которыми плохо обращались или которые
живут дома с родителями, проходящими лечение у психиатра.
Чуткая отзывчивость. Стремясь объяснить различия в привязанности детей, исследователи
обратили самое пристальное внимание на поведение главного опекуна, обычно матери. Основным их
открытием было то, что именно чуткая отзывчивость опекуна к нуждам ребенка создает прочную
привязанность. Это становится очевидным уже в трехмесячном возрасте. Например, матери детей с
прочной привязанностью обычно немедленно реагируют на плач ребенка и нежны, когда берут его на
руки. Обычно они хорошо подстраиваются к нуждам ребенка (Clarke-Stewart, 1973). Например, при
кормлении они по сигналам младенца определяют, когда начинать и когда заканчивать кормление, а
также обращают внимание на пищевые предпочтения ребенка и соизмеряют темп кормления и
скорость, с какой он ест.
В отличие от них матери детей, проявлявших один из двух типов непрочной привязанности,
реагировали в основном по своему собственному желанию или настроению, а не с учетом сигналов
ребенка. Например, когда ребенок требовал внимания, они откликались, если им хотелось его обнять, а
в других случаях игнорировали его призывы (Stayton, 1973).
Не все психологи согласны, что отзывчивость опекуна есть главный источник различий в
характере привязанности ребенка. Они обращают внимание на собственный врожденный темперамент
ребенка (Kagan, 1984; Campos et al., 1983). Возможно, например, что склад темперамента ребенка,
характеризующий его как более «легкого», делает также его привязанность более прочной, чем у
«трудных» детей. И, как мы отмечали выше, родительская реакция на ребенка во многом зависит от
собственного поведения ребенка. Например, матери трудных детей проводят меньше времени в игре с
ними (Green, Fox & Lewis, 1983). Характер привязанности, по-видимому, отражает эту взаимосвязь
темперамента ребенка и отзывчивости его родителей.
Hosted by uCoz