В ответ на это те, кто изучает привязанность, приводят данные в пользу гипотезы об
отзывчивости опекуна. Например, было обнаружено, что плач младенца в течение первого года жизни
меняется гораздо сильнее, чем реакция матери на плач. Кроме того, исходя из откликаемости матери в
течение первых трех месяцев, можно значительно точнее предсказать, как будет плакать младенец в
последующие три месяца, чем, исходя из плача младенца, предсказать, как будет реагировать на него
мать. Короче, мать, видимо, больше влияет на плач младенца, чем младенец влияет на реакцию матери
(Bell & Ainsworth, 1972). В общем, установление прочной или непрочной привязанности ребенка,
видимо, более всего определяется поведением матери (Isabella & Belsky, 1991).
Более новые исследования могут помочь решить этот спор. Вспомним, что классификация типов
привязанности в эксперименте «Ситуация с незнакомым» проводилась в первую очередь не по тому,
насколько расстраивался младенец после ухода матери, а по тому, как он реагировал на ее возвращение.
Сейчас представляется, что темперамент ребенка определяет первое, но не последнее (Vaughn et al.,
1989; Frodi & Thompson, 1985). Например, дети с «легким» темпераментом, как правило, не
расстраиваются, когда мать уходит. По ее возвращении они либо радостно приветствуют ее (тип
прочной привязанности), либо избегают ее (тип непрочной привязанности). Дети с «трудным»
темпераментом, как правило, расстраиваются, когда мать уходит. Когда она возвращается, они либо
стремятся и льнут к ней, проявляя сильную привязанность, либо демонстрируют амбивалентную
привязанность (Belsky & Rovine, 1987). Таким образом, общая реакция ребенка на уход и возвращение
своего главного опекуна определяется как отзывчивостью опекуна на нужды ребенка, так и
темпераментом самого ребенка.
Привязанность и последующее развитие
Оказалось, что классификация типов детской привязанности остается вполне стабильной при
повторении «Ситуации с незнакомым» несколько лет спустя, если только обстоятельства жизни
семьи не претерпели существенных изменений (Main & Cassidy, 1988; Thompson, Lamb & Estes, 1982).
Перемены напряженной жизни, видимо, влияют на родительскую отзывчивость в отношении ребенка,
что, в свою очередь, влияет на его чувство безопасности.
От типа ранней привязанности зависит также, как ребенок будет приобретать новый опыт в
последующие несколько лет. Например, в одном исследовании двухлетним детям давали ряд задач, где
требовалось пользоваться орудиями. Некоторые задачи соответствовали возможностям ребенка, а
некоторые были очень трудными. Дети, начинающие ходить, у которых в 12-месячном возрасте была
прочная привязанность, брались за задачу с энтузиазмом и настойчивостью. Когда у них возникали
трудности, они редко плакали или злились; скорее, они искали помощи у присутствовавших взрослых.
Дети, у которых ранее была слабая привязанность, вели себя совершенно по-другому. Они легко
расстраивались и злились, редко обращались за помощью, игнорировали или отвергали советы
взрослых и быстро отказывались от попыток решить задачу (Matas, Arend & Sroufe, 1978).
<Рис. Дети, чей тип привязанности в 15-месячном возрасте оценивался как непрочный, в
последующие годы в детском саду были социально замкнуты и нерешительно вступали в совместную
деятельность.>
Из этих и других аналогичных исследований следует, что дети, у которых к началу второго года
жизни сформировалась прочная привязанность, лучше подготовлены к приобретению нового опыта и
вступлению в новые отношения. Однако нельзя уверенно утверждать, что качество привязанности
ребенка в маленьком возрасте будет непосредственно определять в будущем его компетенцию в
решении задач и социальных навыках. Родители, которые были отзывчивы к потребностям своего
ребенка в младенчестве, как правило, продолжают оставаться хорошими родителями в течение его
раннего детства, чем способствуют развитию самостоятельности ребенка, приобретению им нового
опыта; они всегда готовы помочь ему при необходимости. Таким образом, компетентность и
социальные навыки ребенка в возрасте 3,5 лет могут отражать не те отношения между родителями и
ребенком, которые существовали двумя годами ранее, а их текущее состояние. Кроме того, на
последующую компетенцию ребенка в дошкольные годы может влиять также его темперамент: ранее
мы видели, как он влияет на поведение детей в эксперименте «Ситуация с незнакомым». (Вопрос о
результатах воспитания в яслях и детских садах обсуждается в рубрике «На переднем крае
психологических исследований».)
Половая (гендерная) идентичность и половое формирование
|