<Рис. И теория психоанализа, и теория социального научения согласны в том, что дети
приобретают половую ориентацию, подражая поведению родителя или другого взрослого
одноименного пола. Однако эти теории существенно расходятся в отношении мотивов этого
подражания.>
Важно подчеркнуть еще два момента теории социального научения. Во-первых, в отличие от
теории психоанализа полоролевое поведение трактуется в ней, как и всякое другое заученное
поведение; чтобы объяснить, как дети обретают половую роль, здесь не требуется постулировать какие-
либо специальные психологические механизмы или процессы. Во-вторых, если в полоролевом
поведении нет ничего особенного, то и половая роль сама по себе не является ни неизбежной, ни
неизменной. Ребенок усваивает половую роль потому, что пол оказывается основанием, по которому
его культура выбирает, что считать подкреплением, а что наказанием. Если идеология культуры
становится менее сексуально ориентированной, то полоролевых признаков в поведении детей также
становится меньше.
Объяснение полоролевого поведения, предлагаемое теорией социального научения, находит
множество подтверждений. Родители действительно по-разному поощряют и наказывают сексуально
адекватное и сексуально неадекватное поведение, а кроме того, они служат детям первыми моделями
маскулинного и фемининного поведения. Начиная с младенчества родители по-разному одевают
мальчиков и девочек и дарят им разные игрушки (Rheingold & Cook, 1975). В результате наблюдений,
проводившихся в домах дошкольников, выяснилось, что родители поощряют у своих дочек надевание
нарядов, танцы, игру в куклы и просто подражание им, но ругают их за манипулирование предметами,
беготню, прыжки и лазание по деревьям. Мальчиков родители, наоборот, поощряют за игру в кубики,
но критикуют за игру в куклы, просьбу о помощи и даже за предложение своей помощи (Fagot, 1978).
Родители требуют, чтобы мальчики были более независимы, и имеют относительно них более высокие
ожидания; кроме того, на просьбу мальчиков помочь они отвечают не сразу и меньше обращают
внимание на межличностные аспекты задачи. И наконец, родители наказывают мальчиков словесно и
физически чаще, чем девочек (Maccoby & Jacklin, 1974).
Некоторые полагают, что, по-разному реагируя на мальчиков и девочек, родители могут и не
навязывать им свои стереотипы, а просто реагируют на реальные врожденные различия в поведении
разных полов (Maccoby, 1980). Например, даже в младенческом возрасте мальчики требуют больше
внимания, чем девочки, и исследователи полагают, что человеческие особи мужского пола от рождения
физически более агрессивны, чем особи женского пола (Maccoby & Jacklin, 1974). Возможно, что
именно поэтому родители наказывают мальчиков чаще девочек.
В этом есть определенная правда, но ясно и то, что взрослые подходят к детям со стереотипными
ожиданиями, заставляющими их обращаться с мальчиками и девочками по-разному. Например, когда
родители разглядывают новорожденных через больничное окно, они уверены, что могут различить пол
младенцев. Если они думают, что этот младенец мальчик, они будут описывать его как крепкого,
сильного и с крупными чертами; если они считают, что другой, практически неотличимый младенец
это девочка, то скажут, что он хрупкий, с тонкими чертами и «мягкий» (Luria & Rubin, 1974). В одном
из исследований студентам колледжа показывали видеозапись, на которой у 9-месячного ребенка
проявлялась сильная, но неоднозначная эмоциональная реакция на «Джека в коробочке». Когда этого
ребенка считали мальчиком, его реакцию чаще называли «гневной», а когда этого же ребенка считали
девочкой, реакцию чаще представляли как «страх» (Condry & Condry, 1976). В другом исследовании,
когда испытуемым говорили, что ребенка зовут «Дэвид», они обращались с ним грубее, чем те, которым
сказали, что это «Лиза» (Bem, Martyna & Watson, 1976).
Отцы больше озабочены полоролевым поведением, чем матери, особенно в отношении сыновей.
Когда сыновья играли с «девчоночьими» игрушками, у отцов реакция была более негативная, чем у
матерей, они вмешивались в игру, выражали недовольство. Отцов не так беспокоит, когда их дочки
участвуют в «мужских» играх, но все равно их недовольство при этом больше, чем у матерей (Langlois
& Downs, 1980).
Но если родители и другие взрослые обращаются с детьми по принципу половых стереотипов, то
сами дети просто настоящие «сексисты». Сверстники принуждают к сексуальным стереотипам куда
суровее родителей. Действительно, родители, которые сознательно стараются вырастить своих детей
без навязывания традиционных полоролевых стереотипов например, поощряют ребенка участвовать
в самой различной деятельности, не называя ее маскулинной или фемининной, или сами выполняют
дома нетрадиционные функции, зачастую просто впадают в уныние, видя, как их усилия
подрываются нажимом сверстников. В частности, мальчики критикуют других мальчиков, когда видят
|