их за «девчоночьим» занятием. Если мальчик играет в куклы, плачет, когда ушибся, или проявляет
чуткость к другому расстроенному ребенку, мальчики-сверстники тут же назовут его «неженкой».
Девочки, наоборот, не возражают, если другие девочки играют в «мальчишечьи» игрушки или
участвуют в мужском виде деятельности (Langlois & Downs, 1980).
Хотя теория социального научения очень хорошо может объяснить подобные явления, есть такие
наблюдения, которые с ее помощью объяснить трудно. Во-первых, согласно данной теории, считается,
что ребенок пассивно принимает на себя воздействие окружения: с ребенком «это делают» общество,
родители, сверстники и средства массовой информации. Но такому представлению о ребенке
противоречит наблюдение, отмеченное нами выше,
что дети сами создают и навязывают себе и
своим сверстникам свой собственный усиленный вариант правил поведения полов в обществе, причем
делают это настойчивей, чем большинство взрослых в их мире. Во-вторых, в развитии взглядов детей на
правила поведения полов есть интересная закономерность. Например, в 4 года и в 9 лет большинство
детей считают, что ограничений на выбор профессии по признаку пола быть не должно: пусть женщины
будут докторами, а мужчины няньками, если им так хочется. Однако в промежутке между этими
возрастами мнения детей становятся более жесткими. Так, около 90% 6-7-летних детей считают, что
половые ограничения на профессию должны существовать (Damon, 1977).
Вам это ничего не напоминает? Правильно, взгляды этих детей очень похожи на моральный
реализм детей, находящихся на предоперационной стадии, по Пиаже. Вот почему психолог Лоуренс
Кольберг разработал когнитивную теорию развития полоролевого поведения, основываясь
непосредственно на теории когнитивного развития по Пиаже.
Когнитивная теория развития. Хотя двухлетние дети могут определить свой пол на своей
фотографии и, как правило, могут определить пол типично одетых мужчин и женщин по фотографии,
они не могут правильно рассортировать фотографии на «мальчиков» и «девочек» или предсказать,
какие игрушки будет предпочитать другой ребенок, на основании его пола (Thompson, 1975). Однако
примерно в 2,5 года начинает возникать более понятийное знание о сексе и поле, и именно здесь
когнитивная теория развития оказывается подходящей для объяснения того, что произойдет в
дальнейшем. В частности, согласно этой теории, половая идентичность играет решающую роль в
полоролевом поведении. В результате мы имеем: «Я мальчик (девочка), значит, я хочу делать то, что
делают мальчики (девочки)» (Kohlberg, 1966). Другими словами, мотивация к поведению согласно
половой идентичности вот что побуждает ребенка вести себя адекватно своему полу, а не получение
подкрепления извне. Поэтому он по собственной воле принимает задачу формирования половой роли
и у себя, и у своих сверстников.
В соответствии с принципами предоперационной стадии когнитивного развития, сама по себе
половая идентичность медленно развивается на протяжении от 2 до 7 лет. В частности, тот факт, что
предоперационные дети слишком полагаются на зрительные впечатления и вследствие этого
неспособны к сохранению знания об идентичности предмета, когда его внешний вид меняется,
становится существенным для возникновения у них понятия пола. Так, 3-летние дети могут отличить на
картинке мальчиков от девочек, но многие из них не могут сказать, станут ли
они мамой или папой,
когда вырастут (Thompson, 1975). Понимание того, что пол человека остается тем же, несмотря на
меняющийся возраст и внешний вид, называется константностью пола прямой аналог принципа
сохранения количества в примерах с водой, пластилином или шашками.
Как мы видели ранее, психологи, подходящие к когнитивному развитию с позиции приобретения
знаний, полагают, что дети часто не справляются с задачами на сохранение просто потому, что у них
недостаточно знаний о соответствующей области. Например, дети справлялись с задачей при
преобразованиях «животное в растение», но не справлялись с ней при преобразованиях «животное в
животное». Ребенок будет игнорировать значительные изменения внешнего вида и следовательно,
демонстрировать знание о сохранении только тогда, когда он понимает, что некоторые
существенные характеристики предмета не изменились.
Отсюда следует, что константность пола у ребенка должна также зависеть от его понимания
того, что такое мужское и что такое женское. Но что известно нам, взрослым, из области пола, чего не
знают дети? Ответ один: гениталии. Со всех практических точек зрения гениталии являются
существенной характеристикой, определяющей мужское и женское. Могут ли маленькие дети,
понимающие это, справиться с реалистической задачей на константность пола?
В исследовании, задуманном для проверки такой возможности, в качестве стимулов
использовались три цветные фотографии ходячих детей в полный рост в возрасте от 1 до 2 лет (Bem,
1989). Как показано на рис. 3.10, первая фотография изображала полностью нагого ребенка с хорошо
|