почему-то обычно полагают, что поведение в присутствии родителей более важно или более устойчиво,
чем в других местах. Но дети, говорящие дома на корейском или испанском языке и на английском вне
дома, используют английский язык в качестве основного, когда становятся взрослыми. Мальчик,
поранивший себя дома, рыдает, вызывая сочувствие, но он учится не плакать в аналогичной ситуации
на игровой площадке и редко плачет, когда становится взрослым. Девочка, подчиняющаяся дома
старшей сестре, будет подчиняться сверстницам не больше, чем ее сестра. Дети учатся вести себя дома
и вне дома по-разному, и именно поведение вне дома они берут с собой во взрослость. Это имеет
смысл, так как они не собираются проводить свою взрослую жизнь в доме родителей.
Мнение, что детям не терпится побыстрее вырасти и что они рассматривают свой мир как
бледную имитацию мира взрослых, «взросло-центрично». Цель ребенка заключается не в том, чтобы
походить на свою мать или отца, а в том, чтобы быть преуспевающим ребенком. Дети должны
научиться жить вне дома, в мире с другими правилами. Дети не являются послушными исполнителями
воли родителей.
Влияние родителей неоспоримо
Джером Каган, Гарвардский университет
Развитие навыков, ценностей и социального поведения, повышающего способность адаптации
ребенка к обществу, в котором он растет, требует гармоничного сочетания относительно независимых
качеств. Наиболее важными из них являются наследственные особенности темперамента,
национальность, классовая принадлежность и вероисповедание семьи ребенка, отношения со
сверстниками, историческая эпоха и, конечно же, поведение и характер родителей.
Влияние родителей на ребенка проявляется в двух формах. Наиболее очевидная поступки
родителей по отношению к ребенку. У родителей, регулярно разговаривающих и читающих с детьми,
обычно вырастают дети с большим словарным запасом, более высоким уровнем интеллекта,
получающие в школе более высокие оценки (Gottfried, Fleming & Gottfried, 1998; Ninio, 1980). У
родителей, обосновывающих свои требования послушания, обычно вырастают более воспитанные дети
(Baumrind, 1967). Значение семьи видно из результатов проведенного группой ученых тщательного
исследования более 1000 детей из 10 городов США. Некоторые из этих детей росли дома, другие
различное количество времени посещали детские сады. Важнейший результат исследования
заключается в том, что семья оказывала наиболее важное влияние на личность и характер трехлетних
детей (NICHD Early Child Care Research Network, 1998). Одним из наиболее важных примеров значения
родительского поведения является тот факт, что дети, осиротевшие и лишившиеся дома в результате
войны, в тех случаях, если были усыновлены, оказались способными выработать интеллектуальные и
социальные навыки, которые не смогли вовремя развиться из-за ранних лишений (Rathbun, DiVirglio &
Waldfogel, 1958).
На детей влияют качества родителей. Дети делают о себе заключения, часто неверные, полагая,
что поскольку они являются биологическим потомством отца и матери, то владеют некоторыми
чертами своих родителей. Эта эмоционально окрашенная вера называется идентификацией и является
основой национальной гордости и верности этническим и религиозным группам. Таким образом, если
один из родителей оценивается ребенком как нежный, справедливый и талантливый, ребенок полагает,
что он, вероятно, также обладает одной или более из этих желательных черт, и, в результате, чувствует
себя увереннее, чем следует, учитывая факты. Наоборот, ребенок, считающий, что один из родителей
отвергает его, неоправданно жесток или бесталанен, чувствует стыд, так как полагает, что сам обладает
некоторыми из этих нежелательных качеств (Kagan, 1998).
Последнее положение подтверждается тем фактом, что все дети огорчаются, если кто-то
критикует их семью. Ответная сильная тревога или гнев вызваны тем, что дети бессознательно
полагают, что всякая критика их родителей относится и к ним самим.
Высказанное Харрисом в его книге «Гипотеза о воспитании» (The Nurture Assumption) спорное
мнение о том, что влияние родителей на личность и характер детей минимально, а влияние сверстников
играет главную роль, опровергается двумя наборами фактов. Во-первых, поведение и характер
шестилетних детей, выросших в различных культурах, или детей различных исторических эпох очень
сильно отличаются, хотя как раз в возрасте до пяти-шести лет влияние сверстников невелико. Дети
пуритан, жившие в Новой Англии в XVII веке, были более послушными, чем современные дети,
живущие в Бостоне, из-за влияния на них родительского поведения.
Во-вторых, дети выбирают друзей, исходя из сходств ценностей и интересов. Ребенок, высоко
|