ценящий школьные занятия, выберет друзей со сходными интересами. Если такой ребенок станет
преуспевающим ученым, нелогично полагать, что это произошло из-за влияния друзей, поскольку он
выбирал их себе сам.
Трудно найти убеждение, которое разделяли бы все общества, как древние, так и современные.
Однако я не знаю ни одной культуры, в которой считалось бы, что родители не оказывают
значительного влияния на психику ребенка. Такой уровень согласия подразумевает, что мы, возможно,
имеем дело с универсальной истиной. Заявление, что влияние родителей на детей невелико, как с точки
зрения научных фактов, так и с точки зрения повседневных родительских впечатлений, слегка похоже
на утверждение туманным сентябрьским утром, что все деревья пропали, потому что мы их не видим.
---
Часть III. Сознание и восприятие
Глава 4. Сенсорные процессы
Ваше лицо самая отличительная ваша часть. Именно форма и величина глаз, ушей, носа и рта
делает вас таким непохожим на других людей. Но первейшая функция признаков вашего лица вовсе не
в том, чтобы сделать вас узнаваемым, а в том, чтобы сделать вас способным ощущать мир. Глазами вы
видите мир, ушами его слышите, носом обоняете, а ртом пробуете его на вкус и все эти органы
вместе с несколькими другими снабжают вас большей частью знаний о мире. В следующий раз, когда
вы увидите свое лицо в зеркале, подумайте о нем как о сложной воспринимающей системе,
смонтированной на платформе, которую мы называем своим телом, и позволяющей нам изучать
внешний мир.
Примечательно, что мир, который мы познаем посредством наших органов чувств, не тот же
самый, о котором другие биологические виды узнают с помощью их органов чувств. Каждый из органов
чувств человека настроен на восприятие определенного вида стимулов, существенных для его
выживания, и нечувствителен к стимулам другого рода. У биологических особей виды стимулов, к
которым они чувствительны, различны, как различны и их жизненные потребности. Например, собаки
гораздо чувствительнее нас к запахам, поскольку в поведении, критичном для выживания например,
при поиске пищи, помечании тропы и идентификации родни, они в основном полагаются на запахи.
В этой главе мы обсудим некоторые основные свойства органов чувств, уделяя особое внимание
органам чувств у человека. Некоторые из рассматриваемых исследований имеют отношение к
психологическим явлениям, а некоторые к биологическим основам этих явлений. Фактически ни в
одной другой области психологии биологический и психологический подходы не взаимодействовали
столь плодотворно. На обоих уровнях анализа часто будет проводиться различие между ощущением и
восприятием. На психологическом уровне ощущения это переживания, связанные с простыми
стимулами (вспышкой красного света, например), а при восприятии происходит последующая
интеграция и смысловая интерпретация этих ощущений («это пожарная машина»). На биологическом
уровне в процессах ощущения участвуют сами органы чувств и идущие от них нервные пути, и они
имеют отношение к начальным этапам приобретения стимульной информации; в процессах восприятия
участвуют высшие уровни коры мозга, которые, как известно, больше связаны с процессом
осмысливания. Эти различения полезны с точки зрения изложения материала, но они несколько
произвольны. Психологические и биологические процессы, происходящие на ранних этапах обработки
стимульной информации, иногда влияют на конечную интерпретацию ее значения; кроме того,
ограничившись рассмотрением нервной системы, вы не обнаружите четкой границы между
первоначальным приемом стимульной информации органами чувств и последующим использованием
этой информации мозгом. Тем не менее мы будем иметь в виду различение между ощущением и
восприятием, причем в этой главе будут рассматриваться процессы ощущения, а в 5-й главе
процессы восприятия.
Материал данной главы охватывает различные ощущения: зрение, слух, обоняние, вкус и
осязание; последнее включает ощущения давления, температуры и боли. В повседневной жизни всякое
действие часто сопровождается многими ощущениями: откусывая кусочек персика, мы его видим,
чувствуем его текстуру, вкус и запах, слышим звук своих жевательных движений. Однако в интересах
анализа мы будем рассматривать каждое ощущение отдельно. Прежде чем перейти к анализу отдельных
|