Navigation bar
  Print document Start Previous page
 145 of 700 
Next page End  

Восприятие интенсивности звука
Вспомним, что наше зрение более чувствительно к одним длинам волн, чем к другим. В
слуховом восприятии есть аналогичное явление. Человек более чувствителен к звукам в середине
частотного диапазона, чем к звукам с частотой ближе к его краям. Это показано на рис. 4.26, где
приведена зависимость абсолютного порога интенсивности звука от частоты. У многих людей слух в
той или иной степени ослаблен, и порог у них выше того, что показан на рис. 4.26.
Рис. 4.26. Абсолютный порог для слуха. Нижняя кривая показывает абсолютную пороговую
интенсивность для различных частот. Наибольшая чувствительность наблюдается в окрестностях
частоты 1000 герц. Верхняя кривая показывает болевой порог (данные аппроксимированы по
различным источникам).
Есть два основных варианта недостаточности слуха. При одном из них пороги повышаются
примерно в равной степени для всех частот в результате плохой проводимости среднего уха (потеря
проводимости). В другом случае потери слуха порог повышается в неравной степени, причем более
всего он повышается на высоких частотах. Такая ситуация обычно является следствием повреждения
внутреннего уха и часто связана с частичным разрушением волосковых клеток (потеря нервной
чувствительности). Волосковые клетки после разрушения не восстанавливаются. Потеря нервной
чувствительности возникает у многих пожилых людей. Вот почему им часто трудно расслышать
высокие звуки. Однако потеря нервной чувствительности не происходит исключительно у пожилых.
Она возникает и у молодых, если на них воздействует чрезмерно громкий звук. Необратимой потерей
слуха обычно страдают рок-музыканты, работники взлетно-посадочных полос в аэропортах и
работающие с отбойным молотком. Например, у Пита Таунзенда, известного гитариста из группы «The
Who», возникло серьезное ослабление слуха из-за того, что на него постоянно воздействовала громкая
рок-музыка; с тех пор он предупреждал многих молодых людей об этой опасности.
Естественно предположить, что воспринимаемая интенсивность звука одинакова для обоих
ушей, но на самом деле здесь есть тонкие различия. Если звук приходит справа, то для правого уха его
слышимость будет больше, чем для левого; это происходит потому, что голова образует «звуковую
тень», которая снижает интенсивность звука, доходящего до дальнего уха. Но это вовсе не ограничение
слуховых возможностей, поскольку человек использует величину междуушного расхождения в
интенсивности для локализации направления звука (это как если бы мы рассуждали, что «если
интенсивность звука в моем правом ухе больше, чем в левом, должно быть, звук пришел справа»).
Аналогично, звук, приходящий с правой стороны, поступает в правое ухо на долю секунды раньше, чем
в левое (и наоборот, если звук пришел слева). Человек также использует это междуушное расхождение
во времени, чтобы локализовать звук («если звук сначала пришел в мое правое ухо, значит, он пришел
справа»).
Восприятие высоты звука
Высота и частота. Когда мы слышим чистый тон, то воспринимаем не только его громкость, но
и высоту. Подобно тому как цвет — главное качество света, так и высота — главное качество звука,
ранжированного по шкале от низкого до высокого. И подобно тому как цвет определяется частотой
света, высота определяется частотой звука. При возрастании частоты высота увеличивается. Как и
длину световой волны, частоту звука человек различает очень хорошо. Молодой взрослый может
Hosted by uCoz