Хотя перцептуальная группировка изучалась преимущественно на примере зрительного
восприятия, аналогичные детерминанты группировки, по-видимому, существуют и для слухового
восприятия. Группировка по смежности с очевидностью проявляется при слуховом восприятии (хотя в
данном случае речь идет о смежности во времени, а не в пространстве). Например, четыре удара по
барабану с интервалом между вторым и третьим ударом будут восприниматься как две пары ударов.
Аналогичным образом, известно, что замыкание также играет важную роль в восприятии музыкальных
тонов и более сложных стимулов (Bregman, 1990).
Восприятие удаленности
Чтобы знать, где находится объект, надо определить его удаленность, или глубину. Хотя нам
кажется, что восприятие глубины не требует усилий, это замечательное достижение, которое мы имеем
благодаря особенностям физического строения глаз.
Признаки глубины. Сетчатка глаза, будучи отправным пунктом зрения, представляет собой
двухмерную поверхность. Это означает, что изображение на сетчатке плоское и никакой глубины у
него нет вовсе. Этот факт привел многих интересующихся восприятием (и ученых, и художников) к
мысли о признаках удаленности двухмерных характеристиках, позволяющих наблюдателю делать
выводы об удаленности предметов в трехмерном мире. Существует несколько признаков удаленности,
которые в сочетании друг с другом позволяют определить удаленность воспринимаемого объекта. Эти
признаки можно разделить на монокулярные и бинокулярные, в зависимости от того, относятся ли они
к зрению одним глазом или двумя.
Люди, видящие одним глазом, могут достаточно хорошо воспринимать глубину при помощи
монокулярных признаков. Пять таких признаков показаны на рис. 5.7. Первый из них это
относительная величина. Если изображение содержит участок с похожими объектами, различающимися
по величине, человек интерпретирует меньшие объекты как более удаленные (рис. 5.7). Второй
монокулярный признак это перекрытие. Если один объект расположен так, что он загораживает от
взгляда другой, то закрывающий объект воспринимается человеком как более близкий (рис. 5.7). Третий
признак относительная высота. [Имеется в виду расположение изображения относительно верха
(низа) плоского поля зрения, а не высота одного объекта сравнительно с другим. Прим. перев.] Если
некоторые из сходных объектов видятся выше, они воспринимаются как более удаленные (рис. 5.7).
Четвертый признак называется линейной перспективой. Когда параллельные линии кажутся
сходящимися, они воспринимаются как исчезающие вдали (рис. 5.7).
Рис. 5.7. Монокулярные признаки удаленности. Все эти признаки используются художниками
|