для изображения глубины на двухмерной поверхности. Все эти признаки также присутствуют на
фотографиях природных сцен, а также на образе сетчатки глаза.
Пятым ключевым признаком являются собственные и падающие тени. В тех случаях, когда та
или иная поверхность сцены закрыта от прямого солнечного света, на нее падает тень. Если тень падает
на тот же самый объект, который загораживает свет, она называется собственной. Если же тень падает
на другую поверхность, не принадлежащую отбрасывающему тень объекту, она называется падающей.
Оба типа теней являются важными ключевыми признаками глубины сцены, сообщая нам информацию
о форме объектов, расстояниях между ними и местонахождении источника света в сцене (Coren, Ward &
Evans, 1999).
Эти признаки были известны художникам еще сотни лет назад, поэтому они называются
изобразительными признаками, и на любой картине можно найти не один такой признак.
Еще один монокулярный признак имеет отношение к движению. Вы вероятно замечали, что при
быстрой езде (например, в скором поезде) кажется, что более близкие объекты быстро движутся в
направлении, противоположном движению, а более удаленные объекты движутся медленнее (хотя тоже
в обратную сторону). Тем самым разница в видимой скорости этих объектов служит признаком их
относительной удаленности; этот признак называется параллаксом движения.
Видение двумя, а не одним глазами имеет ряд преимуществ для восприятия глубины. Поскольку
глаза находятся в разных местах головы, каждый из них воспринимает трехмерный объект несколько
под другим углом, и следовательно, каждому глазу этот объект видится немного иным. При слиянии
этих разных изображений и возникает впечатление глубины.
Этот феномен можно легко продемонстрировать, если держать указательный палец правой руки
близко к лицу и рассматривать его сначала только одним открытым глазом, а затем другим. Термин
бинокулярная диспарантность используется для обозначения различий образов, видимых каждым
глазом. Диспарантность наиболее сильна для объектов, находящихся на близком расстоянии, и
уменьшается по мере их удаления. Далее трех-четырех метров различие образов, видимых каждым
глазом, становится настолько незначительным, что бинокулярная диспарантность утрачивает свою
эффективность в качестве признака глубины. Однако для многих повседневных задач, таких как
доставание предметов или обход препятствий, различие образов является важным признаком глубины.
Стереоскоп ХолмсаБейтса, изобретенный в 1861 году Оливером Венделлем Холмсом и
изготовленный Джозефом Бейтсом, давал живое восприятие глубины.
[Принцип стереовосприятия,
основанный на бинокулярном параллаксе, впервые (1838 г.) сформулировал сэр Ч. Уитстон; он же
построил первый зеркальный стереоскоп собственной конструкции. Прим. ред.]
У людей и видов животных, обладающих бинокулярным зрением, зрительный отдел мозга
использует бинокулярную диспарантность для размещения объектов в различных точках пространства в
зависимости от того, насколько различаются образы объекта при сравнении. Если образы объекта для
обоих глаз находятся в одном и том же месте, мозг делает заключение, что это то место, на котором
фиксируется взгляд обоих глаз. Если различие между образами велико, как это имеет место при
рассматривании пальца, помещенного перед самым лицом, мозг заключает, что объект находится
значительно ближе.
Помимо того что бинокулярная диспарантность помогает нам воспринимать глубину
окружающего нас мира, она может быть использована для создания иллюзии глубины, когда она
фактически отсутствует. Одним из способов достижения такого эффекта является использования
прибора, называемого стереоскопом, в котором каждый глаз рассматривает отдельную фотографию. В
викторианскую эпоху такие устройства гордо демонстрировались в гостиных представителей среднего
|