Navigation bar
  Print document Start Previous page
 170 of 700 
Next page End  

класса, как широкоэкранные телевизоры сегодня. И все же стереоскоп является не просто любопытным
предметом старины. Тот же самый принцип бинокулярной диспарантности используется сегодня в
детских игрушках, в «спецэффектах» стереокино, где зрители должны сидеть в очках с цветными или
поляризационными фильтрами, и в популярных книжках и плакатах «Волшебный глаз». Принцип,
лежащий в основе всех этих иллюзий, проиллюстрирован на рис. 5.8.
Рис. 5.8. Магия трехмерного зрения в иллюстрациях. Обычно, рассматривая изображение,
например цветы, показанные слева (а), взгляд обоих глаз сходится в точке, принадлежащей плоскости
картины. В этом случае оба глаза получают идентичные образы и поверхность выглядит плоской.
Любая иллюзия трехмерного пространства основана на обмане зрения с помощью изображений, при
разглядывании которых взгляд обоих глаз сходится в точке, не принадлежащей картинной плоскости,
как на рис. справа (б). В этом случае оба глаза получают несколько различные образы. Если обмануть
мозг, заставив его думать, что различные образы принадлежат одной и той же сцене, либо за счет
сходства образов, воспринимаемых обоими глазами (серия книг «Волшебный взгляд»), либо направляя
зрительные образы через призму (игрушки «Мастер видения»), некоторая несогласованность образов
(диспарантность) будет устраняться за счет отнесения объектов к различным точкам
пространства.
Восприятие направления. Идея признаков удаленности состоит в том, что наблюдатель
замечает некоторый решающий признак (например, что один объект кажется больше другого) и затем
делает из этого бессознательный вывод об удаленности объекта. Это понятие о бессознательном
умозаключении ввел Гельмгольц в 1909 году. Оно продолжает оставаться ключевым понятием в
исследованиях восприятия (Rock, 1983), хотя некоторые психологи предлагали другой подход к
восприятию глубины.
Так, Гибсон утверждает (Gibson, 1979, 1966, 1950), что мы не строим умозаключений о глубине,
а воспринимаем ее непосредственно. Чтобы оценить его идею, подумаем, где чаще всего человек ищет
информацию о глубине. Гибсон полагает, что люди не ищут носящиеся в воздухе признаки объектов и
не пытаются определить их относительную величину, перекрытие или относительную высоту, а ищут
на самом деле информацию на самой земле. Лучший пример такой информации — градиент текстуры
(рис. 5.8). Градиент текстуры возрастает, когда мы смотрим на поверхность в перспективе. По мере
удаления поверхности элементы, составляющие ее текстуру, кажутся расположенными все плотнее и
ближе друг к другу. Такой градиент создает очень сильное впечатление глубины.
В отличие от стандартных признаков удаленности, градиент распространен по огромной зоне
видимости, и куда бы вы ни направились, вы всегда сможете по градиенту определить удаленность
всякой другой точки. Следовательно, на сетчатке глаза информация о градиенте остается постоянной
или, пользуясь термином Гибсона, инвариантной. Согласно Гибсону, восприятие глубины определяется
непосредственным восприятием таких инвариантов. Так, при восприятии глубины какой-либо сцены
нам не нужно обрабатывать информацию, содержащуюся в разбросанных повсюду признаках глубины:
вместо этого можно непосредственно воспринимать информацию, которую дает градиент текстуры
(Goldstein, 1989).
Восприятие движения
Чтобы успешно передвигаться в окружающей среде, надо знать не только положение
Hosted by uCoz